Культура

ОНИ ЗНАЮТ ПОДЛИННУЮ ПРАВДУ О ВОЙНЕ

Им выпало узнать о жизни больше, чем нам. Это они подарили радость мирной жизни современному обществу, которое сегодня стремительно забывает подвиги героев, принимая как должное благополучное существование послевоенных поколений. Страшная трагедия заставляет ветеранов самим напоминать о себе. Пока они еще живут и могут работать.


КИРКОРОВ ЗАБЫЛ ОБИДЫ НА БЕЛАРУСЬ

Что за магическая сила сокрыта в конкурсе «Евровидение» – тайна сия велика есть! Но тем не менее… Этот весьма средний по музыкальному формату и достижениям праздник собирает миллионы жаждущих приобщиться к искусству. Статистика неумолима – телерейтинги бьют рекорды, ставки на победителя в букмекерских конторах серьезные, армия журналистов годами кормится только этой темой. На промотуры, клипы, костюмы тратятся огромные деньги. Кому зрелище, кому работа, а иным – наркотик, без инъекции которого уже не обойтись.


НИКОЛАЙ КИРИЧЕНКО: «ТЕАТР НЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»

Актер и директор… Сочетание, на первый взгляд, странное, если не противоречивое. Можно ли «поверить алгеброй гармонию», совмещать эмоциональную духовность лицедейства с трезвым расчетом администрирования? Трудно, но, оказывается, возможно. Доказательством этому – пример человека, работающего в Национальном академическом театре им. Я.Купалы. Николай Михайлович КИРИЧЕНКО – Народный артист Республики Беларусь, занятый в большинстве спектаклей, ведущий мастер сцены – с 9.00 до 18.00 работает директором вышеупомянутого учреждения культуры.


БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ: «Я ПОКЛОНЯЮСЬ МУЗЫКЕ. ОНА – МОЙ УЧИТЕЛЬ»

Подавляющее большинство статей о Борисе Гребенщикове начинаются так – «Культовый рок-музыкант…»; «Лидер группы «Аквариум»…»; «Отец-основатель советской рок-музыки…»; «Гуру российского рока…». Все правильно. Но я хочу представить его в первую очередь как философа, изучающего природу истины, гармонии и жизни в музыке. Как человека, который каждый день доказывает себе, что существование заключается в непрерывности процесса познания. Как знатока, чьей музыкальной эрудиции позавидует специализированное энциклопедическое издание. Как доброжелательного, располагающего к себе собеседника.


ВЛАДИМИР ШАХРИН: «МЫ В СОСТОЯНИИ НЕМНОЖКО ИЗМЕНИТЬ МИР»

На концерте «Чайфа», который проходил 10 апреля во Дворце Республики, все было отлично: звук, свет, дым, энергетика, диалог с залом. Все, кроме одного. Не было танцпола. Жаль, его-то как раз и не хватало. Поэтому первую треть выступления публика хлопала, свистела и визжала сидя, раскачивая в такт музыке ряды кресел. Далее, по нарастающему драйву, концерт стал превращаться в некое подобие караоке, ибо зал стал петь вместе с музыкантами.


ЛИАНА ИСАКАДЗЕ: «ПЛОХОЕ ЛЕГКО ПОРТИТ ВКУС ЧЕЛОВЕКА»

Гастроли выдающейся скрипачки мирового уровня Лианы Исакадзе расписаны на много лет вперед. География выступлений настолько обширна, что перечислять все страны и континенты – задача трудновыполнимая. И вот она – в Минске, на Международном фестивале «Минская весна-2008». В единственном концерте с Государственным Камерным оркестром Республики Беларусь – произведения А.Вивальди, Ф.Мен­дель­сона-Бартольди, К.Сен-Санса.


Антон Кашликов: «Мои герои едят картошку, пьют пиво, а по ночам им страшно»

Впервые крупнейшее российское издательство «АСТ» выпустило книгу молодого белорусского литератора. Роман «Лузер» 22-летнего журналиста Антона КАШЛИКОВА – это срез белорусской действительности на фоне трагичной любовной истории с американским подтекстом.


ШОУ-БИЗНЕС-КОНЦЕРТ ПО-МИНСКИ

Вот настали времена для духовного возрождения минчан! Хоть каждый вечер по 2-3 раза можно приобщаться к прекрасному, совершенствовать свой внутренний мир. От калейдоскопа афиш культурных мероприятий, проводимых в городе, пестрит в глазах. Слегка ошалевшие жители с трудом уже могут отличить Сенчину от Образцовой, «HI-FI» от «Белого орла», Гэри Мура от Томаса Андерса. Все остальные «тату», «максимы», «лазаревы», «русланы» и иже с ними просто сливаются в неразборчиво-яркий сгусток. Без идентификации персоналий и дат выступлений.


МАКСИМ ЖБАНКОВ: «ЛЮБОЙ ЦЕНТР ПАРАЗИТИРУЕТ НА ОКРАИНЫ»

В Беларуси все больше распространяется такое музыкальное явление, как локальная слава. Когда, к примеру, молодой гомельский коллектив работает только на Гомель и на несколько десятков своих слушателей из других городов. Они не стремятся к публичности или популярности и делают свое любимое дело тихо, для сложившегося немногочисленного круга поклонников.


МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Вы пробовали когда-нибудь смотреть соревнования танцевальных пар? Не знаешь, то ли следить за одной из них, то ли ловить взглядом по очереди движения разных участников. В этом смысле командные выступления (формейшн) намного удобнее. К тому же впечатление от номера ансамбля увеличивается в зависимости от того, сколько раз во время шестиминутного действа сменялись ритмы пяти танцев латины или стандарта. Иногда доходит до 50 раз.


«ДЕТИ ВАНЮШИНА»

В Национальном академическом театре им. Янки Купалы состоялась премьера спектакля «Дети Ванюшина» Сергея Найденова. «Почему меня заинтересовала эта пьеса классического русского репертуара? Что в ней, написанной более ста лет назад, может привлечь сегодняшнего зрителя?


СЕРГЕЙ ДРОЗДОВ: «НА АФИШЕ ДОЛЖНО СТОЯТЬ МОЕ ИМЯ!»

Вероятность повторения моды легко просчитать с точностью «плюс – минус». Спирально, раз в 20-25 лет, к нам возвращается, претерпев «временные улучшения», одежда – обувь, украшения – аксессуары. Понятно, ткани другие, методы обработки материалов современные, больше дешевой синтетики, меньше дорогой натуральности. Кожу – на дерматин, хлопок – на акрил, золото – на железяку, самоцветы – на стразы. Красиво, не мнется, не трется и цена приемлемая.


ТЕАТР КУКОЛ – НЕДЕТСКОЕ ИСКУССТВО

«Кукла – сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие человека, а иногда и животного. Детская игрушка» – это определение дано знатоком русского языка В.Далем. Однако верно оно лишь в части подобия. Кукла родилась в недрах веков не забавой, а посредником между людьми и явлениями природы, бытовыми проблемами.


СЕРГЕЙ САПОНЕНКО: «ПОЭЗИЯ – СТРИПТИЗ ДУШИ»

Живет в городе Гомеле поэт Сергей САПОНЕНКО. Мужчина средних лет, 41 года от роду. Живет скромно и даже в некоторой степени однообразно. На свежем воздухе бывает редко. Большую часть времени проводит за компьютером или за чтением книг. Сергей – инвалид. Рожден с диагнозом ДЦП – детский церебральный паралич. В интернете ведет личный сайт, на котором выкладывает свои стихи. Вырывается во внешний мир, за пределы четырех стен и инвалидности через «глобальную паутину».


Михаил Борзыкин: «Нынешние власти выхолащивают русский рок небезуспешно»

О том, как менялись власти, страна, рок-музыка, и почему спустя годы крушения коммунизма приходится оперировать военной терминологией, в интервью «ЭН» рассказал Михаил БОРЗЫКИН.


Георгий Колдун не равняется на Галкина

В кулуарах белорусского шоу-бизнеса о нем говорят мало, больше о брате. Сам же он считает, что в Беларуси шоу-бизнеса нет, а просто есть люди, которые переменно грамотно делают свое дело. Себя он относит к профессионалам. Об отношении к Дмитрию Диброву и Евгению Булке, а также о портрете среднего белорусского интеллектуала Георгий Колдун рассказал в интервью «ЭН».


АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ:«Я ВСЕГДА ИНТЕРЕСУЮСЬ ВЫИГРАТЬ!»

Если мне начнут быстро задавать вопросы и требовать ответа «не задумываясь»: поэт? – «Пушкин»; фрукт? – «яблоко» и так далее, то на вопрос певец? – я с ходу брякну «Градский». Проверено. Истоки пристрастия к творчеству этого музыканта следует искать в уже почти «библейских» 70-х годах прошлого столетия. Родители купили навороченный по тем временам проигрыватель «СуперАккорд STEREO».


ЮРИЙ ГАЛЬЦЕВ: «Я – НЕ ДУРАЧОК!»

В последнее время у меня все наоборот. Дирижеров вижу спереди, артистов эстрады – сзади или несколько сбоку. Я нахожусь в кулисах Дворца Республики. Привыкнув к темноте, начинаю осматриваться. Огромные ящики с белорусским балетом, стопки стульев, металлические ограждения. Старенькое пианино, сверху – клоунский нос, поварской колпак с тульей и черными ленточками, рядом – бескозырка. Стоят столы, на них аккуратно расстелены матросские рубашки. Ликуйте, минчане и гости столицы! Сегодня будет коронный «Ух, ты!».


«…КАК УМЕЮТ ЭТИ РУКИ ЭТИ ЗВУКИ ИЗВЛЕКАТЬ…»

Репетиция оркестра… Парадную, вечернюю жизнь музыкантов видели и слышали многие. Стихающий гул в полутемном зрительном зале, деликатные покашливания, капельдинеры спешно рассаживают запоздавших. На освещенную сцену выходят музыканты. Усиливаются аплодисменты – появляется дирижер. Музыка… На острие дирижерской палочки – начало и конец жизни музыки. Между ними – расцвет, блеск, трепет, истинная красота звуков – это все в руках и сердцах артистов оркестра. В их каждодневном, кропотливом труде. Репетиция оркестра…


БЕЛОРУССКИЕ «НОВОВОЛНОВКИ»

Большинство белорусских артистов мечтает о раскрутке в российском шоу-бизнесе по примеру Руслана Алехно, Натальи Подольской, Дмитрия Колдуна, у которых там все начиналось с участия в различных конкурсах. В минувшие выходные были подведены итоги белорусского отбора на конкурс «Новая волна-2008» – точнее, на его полуфинал, который пройдет в Москве 18 и 19 марта. Финал же состоится в латвийской Юрмале с 23 по 28 июля.