Культура

Билли Новик: «Джаз — это то, что делаем мы»

Билли Новик — лирик питерских окраин, сказочник городских легенд с безразмерной тоской и щетинистой иронией, прожженный джазмен, который синтезирует джаз в форму, доступную неискушенному слушателю. Билли от лица Billy's Band рассказывает о том, что такое «Осенний алкоджаз», появившийся этой весной.


Рыбак под норвежским флагом

Кооперация между продюсерами и исполнителями стран СНГ на «Евровидении» нас уже не удивляет. Нынче за Россию выступает украинка Анастасия Приходько, а Филипп Киркоров, как мы помним, продюсировал Диму Колдуна. Но белорус, выступающий за Норвегию, — вот это уже экзотика. Хотя Александр Рыбак довольно давно живет в стране фьордов: около десяти лет.


Parlez vous francais?

Столицу накрыла культурная волна Дней франкофонии, организованных при содействии посольства Франции. Любители кино и французского языка смогут сегодня насладиться сразу двумя фильмами, которые будут показаны в кинотеатре «Центральный» в рамках Дней франкофонии в Минске. Вечерний сеанс откроется военной драмой «Франция» о событиях Первой мировой войны глазами молодой женщины, вслед за этим на суд зрителей представят трагикомедию «Ты и я» о жизни и романах двух сестер.


Анатолий Гурьев: «Никогда не соглашусь на роль патологического преступника»

Вот актер Божьей милостью. Он и не знает, как притягивает к себе взгляды зрителей. Как ждет его появления из-за кулис публика, с искренним восхищением следит за его перемещениями по сцене. Как сопереживает его киногероям, даже не совсем и совсем не положительным, любым. Артист минского Театра-студии киноактера Анатолий ГУРЬЕВ – гость редакции еженедельника «Экспресс НОВОСТИ». В эксклюзивном интервью для вас, читатели «ЭН», актер рассказывает о себе, своих персонажах, взаимоотношениях с коллегами и о том, как он был… Дедом Морозом.


Иван Павлов: «Лучший драматург – сама жизнь»

«…Однажды дед Леха, пожалев мокнущую под дождем женщину, покупает у нее лотерейный билет и выигрывает немалую сумму денег! Как распорядиться такими деньгами на старости лет, дед Леха и его закадычный друг, дед Саня, решают по-своему...» – так начинается пресс-портрет одного из наделавших шума на «Лiстападзе» белорусских фильмов «На спине у черного кота» режиссера Ивана Павлова.


«Серебряный графоман»

В прошедшую субботу в столичном отеле Crownе Plaza собрался весь бомонд. Телеканал ОНТ устроил раздачу слонов – статуэток телеконкурса «Серебряный граммофон». Сливки общества медленно стекались на длинных лимузинах, сверкая вечерними платьями. У входа в отель их ждали красная дорожка и разгоряченная толпа фанатов. Почувствовав себя в Голливуде, певицы импозантно дефилировали по дорожке, раздавали автографы и исчезали в утробе отеля.


Сказка о граммофоне

В то время как белорусские звезды смеялись над собой, российские тоже не сидели без дела. В отличие от своего младшего «серебряного» брата, «Золотой граммофон» проходит с помпой. В этом году местом его проведения стал Кремль.


«ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО МУЗЫКАНТА»

Прежде чем вы, читатель, соберетесь посмотреть эту премьеру в ТЮЗе, я настоятельно рекомендую сделать две вещи. Во-первых, перечитать обязательно «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя. Во-вторых, обратить внимание на строчку в афише спектакля, расположенную под названием, – социальная клоунада. Именно слово «клоунада» является в этой фразе ключевым, и многое объясняет потенциальному зрителю, не привыкшему к боевой «коверной» раскраске и гротескным жестам классических драматических актеров.


Анна Шаркунова: «Каков бы ни был кризис, а людям всё равно нужно хлеба и зрелищ»

Красивая, молодая, талантливая, она смело может дать фору практически любому из старожилов белорусской сцены. В то время как у многих артистов наблюдается небольшое творческое затишье, Анна ШАРКУНОВА с завидной частотой мелькает на экранах телевизоров – «Две звезды», «Серебряный граммофон», «Битва городов» (ОНТ), «Еврофест» (Первый), реалити-шоу «Великолепная семерка» («ЛАД»). И это далеко не полный список.


НАТАЛЬЯ ЖОЛОБОВА: «ДЛИННЫЕ РУКАВА ПЕТРУШКИ – ЧЕМ НЕ КОСТЮМ?»

Вы видели где-нибудь театральную постановку без костюмов? Вряд ли, ибо даже прикрытый куском материи или вовсе без оного актер все равно одет соответственно замыслу режиссера. Может не быть декораций, реквизита, музыки, яркого света – без всего этого спектакль вполне жизнеспособен. Но только не без костюмов. Поэтому важность сценической одежды, безусловно, аксиома. Но вот когда возник театральный костюм, как развивается? Моим собеседником и, отчасти, консультантом выступила художник по костюмам московской театральной студии «SounDrama» Наталья ЖОЛОБОВА.


ПРАВДА О «БЕЛАРУСЬФИЛЬМЕ»

Одна из лучших когда-то советских киностудий, сейчас «Беларусьфильм» переживает сложный период возрождения. Нет, фильмопроизводство не остановилось, продукт выходит на теле- и киноэкраны. Другое дело, какой, какого качества, художественного уровня. Это зависит от многих факторов – от одаренности профессионалов до технического оснащения цехов и понимания того, что производство фильмов ни в коем случае нельзя загонять в экономические рамки, пренебрегая духовными ценностями.


НЕТ – ПОШЛОСТИ И БЕЗОБРАЗИЮ

Мутные потоки, несущиеся на зрителей с экранов телевизоров и кинотеатров, заставляют пожалеть о том ушедшем времени, когда в кинематографическом СССР существовала цензура. При всей неоднозначности отношения к этому «мечу», карающему зачастую без разбору правых и виноватых, было в ней несомненное преимущество – цензура не пропускала бессовестной халтуры.


АЛЕКСАНДР СОКУРОВ: «КУЛЬТУРА ПЕРЕСТАЛА СОХРАНЯТЬ ЛЮДЕЙ»

Рассуждая в глобальном масштабе, можно сказать так: искусство – состоявшийся факт. Все основные «высоты» взяты, ничего принципиально нового человечество уже не придумает – будь то музыка, литература или живопись. Моцарт, Леонардо да Винчи, Толстой, Солженицын навсегда останутся самими собой, каким бы политическим лозунгам ни поклонялось общество на определенном этапе. Настоящее искусство, созданное одиночками, никогда не предаст. Оно – фундамент, за который необходимо «цепляться».


«СУПНИЦА»

Кто устал от драматичности, трагичности и прочих составляющих нашей непростой жизни? Разорившиеся миллионеры, неспокойная молодежь, бедные родственники, вам сюда. Не исключая, естественно, тех, у кого все хорошо. Куда – сюда? На новый белорусский антрепризный спектакль «Супница» по пьесе французского драматурга Роберта Ламуре.


ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВ: «ДЖАЗ ИГРАЮТ ТЕ, КОМУ ЭТО ДАНО»

Джаз вернул миру музыки то, что он потерял, – импровизацию. Ведь не секрет, что классические музыканты времен Моцарта, Баха, Вивальди, Паганини начинали как гениальные импровизаторы. Это потом все композиторские изыски были записаны при помощи нот, любое отступление от которых стало дурным тоном. Играть «отсебятину», переписывать классику – возможно ли это?


ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ

Кинолюбы и фильмоведы, к вам обращаюсь. Пришла ваша очередь потирать руки. Дождались своего часа – грядет традиционный, XV по счету фестиваль. Скоро на вас прольется-просыплется осенний дождь, то есть листопад шедевров мирового кинематографа. Из разных стран, всевозможных жанров, с участием таких звезд, о встрече с которыми недавно еще никто и мечтать не смел.


ЕЩЕ СПОЕМ?

Неповторимого солиста ансамбля «Песняры» Анатолия Кашепарова обычно представляют без лишних слов. Его помнят и любят. И не только в Беларуси. В каждый свой приезд на родину из США известный артист живет нараспашку и нарасхват. Съемки в Москве в нескольких телевизионных программах, интервью с журналистами, встречи с представителями официальных ведомств… Впрочем, беседу за чашкой «эспрессо» Анатолий КАШЕПАРОВ тоже не пропустит.


ВЛАДИМИР ПАНКОВ: «СПЕКТАКЛЬ УЖЕ НАЧАЛСЯ»

Очень часто журналисты, пишущие о театральных новациях, в иронично-раздражающем тоне говорят о режиссере – «модный». Подразумевая при этом раздутую популярность у ничего не смыслящего в высоком искусстве зрителя и предрекая скорый конец очередной сценической ерунде. Дескать, на «модной» пене выбрался и в пучину канет. Может быть, может быть. Но определение «модный» ведь как раз и говорит о непостоянстве, периодическом изменении различных форм культуры.


ЛЕТОПИСЬ В СКУЛЬПТУРЕ

Этого художника нет нужды возвращать на историческую родину, как многих, уехавших из страны в разное время по тем или иным причинам. Соответственно, нет необходимости дебатировать с зарубежьем по вопросу «наш – не наш». Заир Исаакович Азгур – это на 100% белорусский скульптор, родившийся здесь, живший здесь и работавший здесь. Практически весь XX век – целую историческую эпоху, богатую на события, – этот художник ваял в гипсе, мраморе и бронзе летопись страны, имя которой – СССР.


«БАЛЛАДА О БЕЛОЙ ВИШНЕ» – 25 ЛЕТ СПУСТЯ

«…В те далекие-далекие годы неспокойно, страшно было жить на нашей земле. Время лихолетья – XIII-XV века, когда с запада теснили тевтоны, с востока шли татаро-монголы, сжигая все на своем пути, оставляя после себя великие страдания на разоренной дотла Отчизне…»