Наталья РОЖДЕСТВЕНСКАЯ

Анатолий Гурьев: «Никогда не соглашусь на роль патологического преступника»

Вот актер Божьей милостью. Он и не знает, как притягивает к себе взгляды зрителей. Как ждет его появления из-за кулис публика, с искренним восхищением следит за его перемещениями по сцене. Как сопереживает его киногероям, даже не совсем и совсем не положительным, любым. Артист минского Театра-студии киноактера Анатолий ГУРЬЕВ – гость редакции еженедельника «Экспресс НОВОСТИ». В эксклюзивном интервью для вас, читатели «ЭН», актер рассказывает о себе, своих персонажах, взаимоотношениях с коллегами и о том, как он был… Дедом Морозом.


Иван Павлов: «Лучший драматург – сама жизнь»

«…Однажды дед Леха, пожалев мокнущую под дождем женщину, покупает у нее лотерейный билет и выигрывает немалую сумму денег! Как распорядиться такими деньгами на старости лет, дед Леха и его закадычный друг, дед Саня, решают по-своему...» – так начинается пресс-портрет одного из наделавших шума на «Лiстападзе» белорусских фильмов «На спине у черного кота» режиссера Ивана Павлова.


«ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО МУЗЫКАНТА»

Прежде чем вы, читатель, соберетесь посмотреть эту премьеру в ТЮЗе, я настоятельно рекомендую сделать две вещи. Во-первых, перечитать обязательно «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя. Во-вторых, обратить внимание на строчку в афише спектакля, расположенную под названием, – социальная клоунада. Именно слово «клоунада» является в этой фразе ключевым, и многое объясняет потенциальному зрителю, не привыкшему к боевой «коверной» раскраске и гротескным жестам классических драматических актеров.


НАТАЛЬЯ ЖОЛОБОВА: «ДЛИННЫЕ РУКАВА ПЕТРУШКИ – ЧЕМ НЕ КОСТЮМ?»

Вы видели где-нибудь театральную постановку без костюмов? Вряд ли, ибо даже прикрытый куском материи или вовсе без оного актер все равно одет соответственно замыслу режиссера. Может не быть декораций, реквизита, музыки, яркого света – без всего этого спектакль вполне жизнеспособен. Но только не без костюмов. Поэтому важность сценической одежды, безусловно, аксиома. Но вот когда возник театральный костюм, как развивается? Моим собеседником и, отчасти, консультантом выступила художник по костюмам московской театральной студии «SounDrama» Наталья ЖОЛОБОВА.


КОНТРАФАКТ НЕПОБЕДИМЫЙ

Любое общество, условно говоря, делится на несколько категорий: творцов, потребителей и «паразитов». Первые созидают, вторые пользуются, а третьи – не только пользуются, но и извлекают из произведенного первыми творческого «продукта» весьма существенную для себя выгоду. Действительно, чего напрягаться. Гораздо умнее заняться пиратством. Или банальным воровством, если уж называть вещи своими именами. Тем более, что потребителям почти всегда безразлично, кем произведен тот «продукт», которым они пользуются, особенно при условии сохранения неплохого качества.


Семь вопросов. Владимир Заметалин

Закончился XV Минский Международный кинофестиваль «Лiстапад». Основной интригой конкурса было то, что буквально до последнего дня лидировавший по итогам зрительского голосования белорусский фильм «На спине у черного кота» Ивана Павлова был отодвинут на третье место российской «Пассажиркой» Станислава Говорухина (Гран-при «Лiстапада») и румынской лентой «Мечты о Калифорнии» режиссера Кристиана Немецку («серебро» фестиваля).


ПРАВДА О «БЕЛАРУСЬФИЛЬМЕ»

Одна из лучших когда-то советских киностудий, сейчас «Беларусьфильм» переживает сложный период возрождения. Нет, фильмопроизводство не остановилось, продукт выходит на теле- и киноэкраны. Другое дело, какой, какого качества, художественного уровня. Это зависит от многих факторов – от одаренности профессионалов до технического оснащения цехов и понимания того, что производство фильмов ни в коем случае нельзя загонять в экономические рамки, пренебрегая духовными ценностями.


НЕТ – ПОШЛОСТИ И БЕЗОБРАЗИЮ

Мутные потоки, несущиеся на зрителей с экранов телевизоров и кинотеатров, заставляют пожалеть о том ушедшем времени, когда в кинематографическом СССР существовала цензура. При всей неоднозначности отношения к этому «мечу», карающему зачастую без разбору правых и виноватых, было в ней несомненное преимущество – цензура не пропускала бессовестной халтуры.


АЛЕКСАНДР СОКУРОВ: «КУЛЬТУРА ПЕРЕСТАЛА СОХРАНЯТЬ ЛЮДЕЙ»

Рассуждая в глобальном масштабе, можно сказать так: искусство – состоявшийся факт. Все основные «высоты» взяты, ничего принципиально нового человечество уже не придумает – будь то музыка, литература или живопись. Моцарт, Леонардо да Винчи, Толстой, Солженицын навсегда останутся самими собой, каким бы политическим лозунгам ни поклонялось общество на определенном этапе. Настоящее искусство, созданное одиночками, никогда не предаст. Оно – фундамент, за который необходимо «цепляться».


«СУПНИЦА»

Кто устал от драматичности, трагичности и прочих составляющих нашей непростой жизни? Разорившиеся миллионеры, неспокойная молодежь, бедные родственники, вам сюда. Не исключая, естественно, тех, у кого все хорошо. Куда – сюда? На новый белорусский антрепризный спектакль «Супница» по пьесе французского драматурга Роберта Ламуре.


УМНИКИ И УМНИЦЫ

Кто из нас не помнит старую задачку про крестьянина, который вот уже скоро целый век пытается перевезти на лодке козу, капусту и волка? Непонятно, правда, зачем ему волк-то понадобился – такая обуза. Но это не имеет никакого отношения к условию. Надо значит надо. Мало ли что может в хозяйстве пригодиться?


ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВ: «ДЖАЗ ИГРАЮТ ТЕ, КОМУ ЭТО ДАНО»

Джаз вернул миру музыки то, что он потерял, – импровизацию. Ведь не секрет, что классические музыканты времен Моцарта, Баха, Вивальди, Паганини начинали как гениальные импровизаторы. Это потом все композиторские изыски были записаны при помощи нот, любое отступление от которых стало дурным тоном. Играть «отсебятину», переписывать классику – возможно ли это?


СЕМЬ ВОПРОСОВ. Алексей ДУДАРЕВ

Бурлит жизнь столицы – концерты, премьеры, фестивали, конкурсы, выставки. Опять же – встречи с теми, кто серьезно думает о нашем будущем, творит культурное, доброе, вечное. Сегодня гость рубрики «Семь вопросов» – Алексей ДУДАРЕВ, драматург, заслуженный деятель искусств Беларуси, председатель Союза театральных деятелей РБ.


ЗАДЕРЖКИ, ИЗДЕРЖКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Как-то летом включила телевизор и попала на выпуск новостей. Нет, я не о бомбах, пожарах и убийствах хочу рассказать, это само собой, в начале каждого часа, как «Отче наш». Шел репортаж из Германии о задержке авиарейса. В сезон активной миграции населения на курорты и обратно таких известий – пруд пруди, обычная история. Но мое внимание привлекло следующее…


ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ

Кинолюбы и фильмоведы, к вам обращаюсь. Пришла ваша очередь потирать руки. Дождались своего часа – грядет традиционный, XV по счету фестиваль. Скоро на вас прольется-просыплется осенний дождь, то есть листопад шедевров мирового кинематографа. Из разных стран, всевозможных жанров, с участием таких звезд, о встрече с которыми недавно еще никто и мечтать не смел.


ВЛАДИМИР ПАНКОВ: «СПЕКТАКЛЬ УЖЕ НАЧАЛСЯ»

Очень часто журналисты, пишущие о театральных новациях, в иронично-раздражающем тоне говорят о режиссере – «модный». Подразумевая при этом раздутую популярность у ничего не смыслящего в высоком искусстве зрителя и предрекая скорый конец очередной сценической ерунде. Дескать, на «модной» пене выбрался и в пучину канет. Может быть, может быть. Но определение «модный» ведь как раз и говорит о непостоянстве, периодическом изменении различных форм культуры.


ЛЕТОПИСЬ В СКУЛЬПТУРЕ

Этого художника нет нужды возвращать на историческую родину, как многих, уехавших из страны в разное время по тем или иным причинам. Соответственно, нет необходимости дебатировать с зарубежьем по вопросу «наш – не наш». Заир Исаакович Азгур – это на 100% белорусский скульптор, родившийся здесь, живший здесь и работавший здесь. Практически весь XX век – целую историческую эпоху, богатую на события, – этот художник ваял в гипсе, мраморе и бронзе летопись страны, имя которой – СССР.


«БАЛЛАДА О БЕЛОЙ ВИШНЕ» – 25 ЛЕТ СПУСТЯ

«…В те далекие-далекие годы неспокойно, страшно было жить на нашей земле. Время лихолетья – XIII-XV века, когда с запада теснили тевтоны, с востока шли татаро-монголы, сжигая все на своем пути, оставляя после себя великие страдания на разоренной дотла Отчизне…»


Первый белорусский «Байкер»

…В центре сюжета мюзикла «Байкер» – переплетение судеб двух персоналий – Элеоноры, хозяйки ночного клуба, и Франка, ее бывшего любовника, модного режиссера и байкера по совместительству… Желая отомстить своему противнику, Элеонора затевает изощренную интригу, в которую вовлекает Франка. Но сама оказывается жертвой собственных деяний. А в жизнь Франка неожиданно врывается любовь, которая становится для него счастьем и трагедией одновременно…


«БИ-2»: «ГЕРМАНИЯ, АВСТРАЛИЯ, ПОТОМ РОДИМАЯ СТОРОНКА»

«Это Лева БИ-2. Он красивый, умный, поет, танцует, пишет песни, играет на гитаре и барабане». – «А это Шура БИ-2. Он тоже… обладает отличным здоровьем», – так представили музыканты группы «БИ-2» друг друга на первом концерте тура по Беларуси, в минском Дворце спорта.