ЖАЛУЙТЕСЬ! ВСЕ РАВНО НИКТО НЕ УСЛЫШИТ?

Cитуация: вы посчитали, что ваши права - как потребителя - нарушили. Попросили книгу замечаний и предложений. Какова вероятность получения этой книги?
Если речь идет о магазине, ее вам, скорее всего, дадут. А если речь идет о Ждановичском рынке? И претензии у человека – к дорожной службе? Или к ночному клубу? Подобных звонков в редакцию немало. Люди знают, что имеют право предъявлять свои претензии, но натыкаются на глухую стену.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

Рассмотрим на практике действие президентского Декрета, направленного на защиту потребителя. Нам позвонил читатель, чьи потребительские права, по его мнению, нарушила дорожная служба. Так это или не так - мы судить не беремся. Но факт остается фактом: недовольному потребителю (назовем его Александром) книгу жалоб и предложений начальник службы Юрий Колядко не выдал, а послал его к администрации рынка. И, посылая, чувствую, знал куда. Так и получилось: в администрации Александру сказали, что никого ответственного за книгу нет. Так и ушел ни с чем…

Путь этот проделала самостоятельно. Все торговые ряды в Ждановичах принадлежат двум созависимым организациям – ООО «Предместье» и ТД «Ждановичи». Александра послали как раз в администрацию «Предместья». Найти, где она располагается, оказалось делом несложным – подсказали контролеры. Там в приемной мне сочувственно покивали, позвонили зам директора Михаилу Охлопкову, в чьем ведении находится заветная книга, тот обещал быть. Через 20 минут. Ждала больше, и когда уже потеряла всякую надежду, решила заглянуть к самому директору, г-ну Клименко. Директора я увидела. Г-н Клименко выглянул в приемную из кабинета. Ему не было интересно, по какому вопросу к нему посетитель: «Закройте дверь с обратной стороны, у меня обед!» Посмотрела на часы - 12.30. В этот момент подумалось, что если такой, мягко скажем, неприветливый директор, какими должны быть сотрудники…

Но, наконец, показался замдиректора Михаил Охлопков. Показал книгу, сообщил, что он за нее отвечает, и выдает по первому требованию, просто не всегда бывает в своем кабинете, приходится отлучаться, такая работа… Тогда, когда наш читатель искал книгу, Михаила Александровича тоже не было. Но это и не важно, главное, что у дорожной службы есть своя книга предложений и замечаний. Как и у любого структурного подразделения. Значит, начальник дорожной службы ТД «Ждановичи» Юрий Колядко умышленно послал Александра искать не ту книгу, да еще и туда, где никого на месте не бывает?

– Мне сказал замдиректора ООО «Предместье», что у вас должна быть собственная книга жалоб и предложений. Она есть? – спрашиваю у г-на Колядко.
– Моя книга находится у директора ТД «Ждановичи», я отношу ее туда.

– Каждое структурное подразделение должно иметь жалобную книгу. Почему конкретно у вас ее нет?
– У нас книга находится у ответственного. Я не должен ее с собой в машине возить и каждому желающему показывать.

– А ответственный кто за эту вашу книгу, кто за нее расписывался?
– Кто-то из руководства рынка, я за нее не расписывался. Если в книге есть жалоба, то директор рынка меня вызывает, и говорит, что вот на тебя поступила жалоба от такого-то, давай разбираться…

– Кстати, где ваша дирекция находится?
– У нас два директора, один – «Ждановичей», другой – «Предместья».

– А этого мужчину Вы куда отправляли? (Инцидент случился на территории, принадлежащей ООО «Предместье», но с участием должностного лица структуры, подчиненной ТД «Ждановичи»- прим. авт.)
– На «Предместье». На продовольственном рынке должен находиться дежурный администратор. А ответственный человек, который курирует дорожную службу именно на «Предместье», был на больничном.

Вот так. Один «владелец книги» не доступен (об этом г-н Колядко вряд ли мог не знать, коль это распространенная практика), второй – болеет, «дежурный администратор» ни к каким книгам доступа вообще не имеет. И, зная все это, нашего читателя отправили. Прогуляться? У него других дел не было?

Хотя и г-на Колядко понять можно. Его тревоги сформулированы следующим образом: «Я всегда со всеми вежливо разговариваю. И никто с ним (Александром) невежливо не разговаривал. Популярно объяснили… Есть же правила. Есть внутренний распорядок торговой зоны. Так что, всем давать жалобную книгу? Таких у меня за день проходят десятки. И из десяти один найдется, который скажет: меня обидели, оскорбили, дайте жалобную книгу, я напишу, что у вас бардак и все такое. Опять-таки, многое зависит от того, что он хочет написать. Напишет, что я его оскорблял. А я - ни сном ни духом. И как потом мне отговариваться? Я уже вожу с собой диктофон (жаль, в этот раз его не включал), фотоаппарат, чтобы, если какая-то конфликтная ситуация, потом показывать, как именно все было…»

Тем не менее, согласно Декрету президента книги жалоб должны предъявляться по первому же требованию граждан. Невозможность доступа к книге – и не важно по какой причине – все равно нарушение Декрета. Не думаю, что в дирекции обоих рынков этого не знают.
А если знают, то почему допустили такую ситуацию?

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Есть, наверное, объяснение. Но сначала - эпизод с ночным клубом «Найт Стар».

Девушку Лену туда вытянули после рабочей недели друзья. Она отговаривалась, поскольку приболела. Но в итоге согласилась. В клубе практически ничего не пила, но усталость и повышенная температура силы подорвали – прикорнула за столиком.

Из зала ее вывела охранница. Как оказалось, чтобы девушка «подышала». Обычная практика подобных заведений – слегка перебравших клиентов выводят на улицу освежиться. Лена, естественно, выходить отказалась. Тогда еще было холодно, и «крайне свежий воздух» при простуде не мог бы пойти на пользу. Слово за слово, и итог – униженная охраной девушка потребовала у администратора книгу жалоб. Лене книгу дали. С затертыми датами, старого, уже не используемого образца. Фактически, шутница-администратор сунула под нос подделку – «пиши не хочу», все равно никто не прочтет.

Но Лена написала в Администрацию Президента. Поскольку довольно сложно вообще определить, куда именно жаловаться на таких «шутников».

Кстати, туда же звонили и мы. Там редакции объяснили, что по таким вопросам можно жаловаться в Администрацию Президента, налоговую инспекцию (полагаю, не районную, а чуть повыше, и писать заявление на имя начальника), Госконтроль (в случае с бюджетными организациями), а в случае явно поддельной книги – и в милицию.

И наказание виновных обязано последовать.

Еще в Администрации нам напомнили, что изложенные в книге замечания и предложения должны рассматриваться в течение 15 дней. В этот же срок должны быть приняты и меры реагирования на них. Если на замечание или предложение следует отказ, то оставившего их гражданина должны об этом письменно уведомить, расписав все мотивы. В том случае, если, конечно, он оставил свои координаты.

Напомним, президент дал указание сотрудникам Госконтроля начинать все проверки с просматривания книг жалоб. Так что, наверное, мало кто рискнет не заводить эти книжки или игнорировать записи, которые там будут делаться. За это предусмотрено административное наказание — штраф от 4 до 10 базовых величин (от 102 до 255 тысяч рублей). Три не должным образом рассмотренные жалобы – и существование коммерческой организации или работа виновного должностного лица будет под большим вопросом.

Оставить комментарий