ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ, ЗАПЛАТИЛ…

Многие страны на нашем «шарике» живут от туризма. Беларусь в их число не входила никогда. Хотя хвалиться тут нечем. У нашей страны богатая древняя история и культура. Наша природа – рай для охотников, рыболовов, любителей водных видов спорта и тихой деревенской жизни где-нибудь на берегу лесного озера. Кроме того, не забудем, что мы живем на евразийском перекрестке, где пересекаются дороги и от Атлантического океана к Тихому, и от Балтийского моря к Черному. То есть наши духовные и природные богатства лежат на пути миллионов людей со всего мира.

Но кормимся мы от сих щедрот пока скудно. Не то, чтобы эта нива вообще у нас не пахалась и не засевалась. Туристические фирмы – на каждом углу. Однако работают они в основном на вывоз. Белорусов к чужим красотам. А вместе с ними и валюты из страны. Но вот новшество: те, кто не работает на развитие внутреннего туризма, рискует остаться без лицензии.

Нет ли здесь перегиба, на который традиционно щедр наш чиновничий мир? Не выдается ли желаемое за действительное? Полагаю, что на сей раз под отрицательными ответами на эти вопросы есть серьезное основание.

Во-первых, туристов уже есть куда везти. Брестская крепость, Мирский замок, иные исторические достопримечательности отреставрированы, снабжены социальной инфраструктурой и принимают гостей. Так же как Беловежская пуща, Браславские озера и другие заповедные места. Для любителей горнолыжного спорта созданы приличные условия на Логойщине – в «белорусской Швейцарии». Во-вторых, заметно улучшился придорожный сервис.

Кстати, серьезные туристические фирмы уже нет необходимости вынуждать работать на прием. Они сами, без понуканий, разрабатывают сейчас маршруты по Беларуси и стремятся их продать. Потому как только торгуя ваучерами Турции, Египта и Испании уже не проживешь. В прошлом году поток наших соотечественников, желающих лицезреть заморские красоты, обмелел более чем наполовину. Насмотрелись уже многие. Да и коль можно в приличных условиях отдохнуть дома, сэкономив к тому же деньги, так почему бы это не сделать?

Короче говоря, отечественному сервису для путешественников нет иного выхода, кроме как создать национальный туристический продукт. Государство пытается в этом помочь. Оно тоже сторона заинтересованная. Внутренний туризм – это приток валюты, новые рабочие места, налоги в бюджет, престиж страны в мире. Вот и действует с нынешнего месяца новый порядок пересечения границы Беларуси. На таможенный осмотр и пограничный контроль путешествующих на легковом автомобиле отводится 15 минут, на автобусе – полчаса. Сейчас Министерство спорта и туризма хлопочет над тем, чтобы уплата местных сборов и страховых сумм проводилась на границе по принципу «одного окна», то есть быстрее и удобнее для тех, кто в дороге.

Но заторов на пути туристов еще множество. Словно для того, чтобы отпугнуть их от Беларуси, кто-то придумал брать с иностранцев за постой в гостиницах значительно больше, чем со своих граждан. Дураков в нынешнем мире не сыщешь. Зарубежные туристы сплошь ночуют в соседней Литве. Там и содержимое кошелька сохраннее, и сервис получше. Ведь на всю Беларусь лишь одна четырехзвездочная гостиница и девять трехзвездочных.

Вообще-то их, наверное, поболее. Но привычки сертифицировать свои предприятия отечественный отельный бизнес доныне не имел. Из-за чего многое теряет. Западный турист хорошо знает, как его обслужат в «Хилтоне» и «Шератоне», в какой бы стране те ни находились. А вот что такое гостиница «Планета» в Минске ему уразуметь трудно. Вот он и покупает тур в ту же Литву. Дабы ненароком не нарваться на клоповник.

Кроме того, комфортабельных гостиниц у нас просто мало. Особенно вдоль трасс, в небольших городах. Для решения этой и иных проблем развития туризма создана межведомственная комиссия. Работы у нее много. И именно по согласованию межведомственных интересов. К примеру, промышленникам очень желательно, чтобы турфирмы возили своих клиентов на отечественных автобусах. Внутри страны это возможно. А вот для того, чтобы «МАЗы» работали за рубежом, сперва надо создать там систему их обслуживания.

Туризм тем и хорош, что заставляет развиваться. Машиностроение и городское хозяйство, сервис и строительство, художественные промыслы и торговлю, культуру и образование. Словом, страну и народ.

Оставить комментарий