РОСТ СПРОСОМ КРАСЕН

В январе-марте белорусская промышленность заметно подросла. Она произвела продукции на 14 триллионов рублей. В сопоставимых ценах это на 11,6 процента больше, чем в первом квартале прошлого года.

В общем и целом все в порядке. Рост выше прогноза. Он особенно заметен на валообразующих предприятиях. 116 индустриальных гигантов выпустили более половины промышленной продукции страны, увеличив объемы своего производства сразу на 13,5 процента. А всего с ускорением развивались более трех четвертей белорусских предприятий. На их долю приходится почти 90 процентов отечественного промышленного производства.

Но если разбираться с количественной стороной дела до конца, то идиллию, конечно же, портят около четверти предприятий, которые снизили выпуск своих изделий. Из них 259 весьма значительно - на 20 и более процентов. Не утешает и то, что, как правило, это маленькие провинциальные заводики. Именно от них зависит социальное самочувствие наших райцентров и небольших городов. Если такие предприятия развалятся - в белорусской глубинке настанут черные дни. На фоне благоденствия и процветания в общем и целом по стране. Отсюда вывод: нужна государственная программа развития местечковой промышленности. Пока в райцентрах количество промышленных предприятий и работающих на них только уменьшается. Исчезают молочные, деревообрабатывающие, овощесушильные, льноперерабатывающие заводы. Они, конечно же, маломощны и убыточны. Но, ликвидируя их, надо думать, что создать взамен. И создавать прежде, чем ликвидировать.

Далеко не все ладно и с качеством экономического роста. Больше произвести - еще не все. Куда важнее изготовленное продать. У нас же прибавка в выпуске продукции оказалась на складах. Если взять за точку отсчета минувший декабрь, то за первые три месяца текущего года производство промышленных изделий увеличилось на 12,2, а запасы готовой продукции на 37,5 процента. Ухудшилось и соотношение складских накоплений со среднемесячным объемом производства. В прошлогоднем январе-марте оно составляло 56,3, а в первом квартале нынешнего года 64,3 процента. Больше всего нереализованного товара накопили легкая промышленность, машиностроение и металлообработка, индустрия стройматериалов, а также пищевая, легкая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли. Это вполне закономерно привело к увеличению неплатежей. Механизм понятен: не продан товар - не вернулись с прибылью деньги, вложенные в его производство. В основном из-за этого почти три четверти промышленных предприятий имели в январе-марте просроченную кредиторскую задолженность. К тому же почти у 90 процентов из них она была свыше трех месяцев. Выросли долги за топливно-энергетические ресурсы, по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению. Особенно низка платежеспособность предприятий стекольной и фарфорово-фаянсовой, станкостроительной и инструментальной, текстильной, лесохимической и микробиологической промышленностей. В них все острее сказывается большой износ оборудования и как следствие - технологическая отсталость. Что в свою очередь оборачивается опять-таки производством товара на склад.

Неплатежи подобны бумерангу. Не платишь ты - не платят и тебе. Потому что деньги, как электроток, движутся только по замкнутой цепи. Неудивительно, что задолжав другим, более 80 процентов предприятий промышленности сами не дождались своевременной оплаты от потребителей их продукции. Просроченная дебиторская задолженность на 1 марта достигла аж 1,7 триллиона рублей. Причем целый триллион составила сумма, которая не поступала на банковские счета производителей товаров более трех месяцев.

Вот и выходит, что одного роста производства мало. Он хорош лишь тогда, когда подкреплен платежеспособным спросом. Иначе - пустая трата ресурсов и труда, безденежье и долговая яма.

Еще в Советском Союзе, устав бороться со страшно затратной экономикой, в конце концов пришли к выводу, что нельзя поклоняться валу. Суть всех экономических экспериментов, начиная от косыгинского, сводилась к тому, чтобы ордена, премии, высокие зарплаты давать не за растущие объемы производства, а за увеличение реализации продукции. То есть за повышение ее потребительских качеств.

Все это так и осталось благими намерениями. И Советский Союз исчез.
Неужто об этом уже забыли?..

Оставить комментарий