ЕСТЬ ВЫГОДА - БУДЕТ И ДЕЛО

В риторике о белорусско-российской интеграции есть свои циклы. То словесные усилия вдруг увеличиваются, и тогда приходит пора глобальных понятий типа "конституционный акт", "единая валюта", "общее экономическое пространство". То наступает затишье или того хуже - время взаимных упреков из-за того, что ни конституционного акта, ни единой валюты, ни общего экономического пространства в реальности пока нет.

Но когда риторика, словно по синусоиде, идет на спад, это отнюдь не значит, что процесс белорусско-российской интеграции тоже затухает. У реальных дел в этой сфере своя кривая. Ломаная, иногда похожая на зубья выщербленной пилы, но упорно лезущая вверх.

Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что всего год назад самыми острыми на переговорах с российской стороной были для белорусского правительства две проблемы. Первая - импорт природного газа в нужных объемах и по приемлемым ценам. Вторая - изменение схемы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле. Ныне этих проблем уже нет. Они решены. И не столько слова тому причиной, сколько взаимная выгода. Которая была найдена и о которой мне приходилось уже писать в "ЭН".

В чем же ищут экономическую выгоду белорусские и российские партнеры сейчас? Представление об этом дает состоявшаяся в апреле конференция научно-промышленной ассоциации нашей страны, в которой участвовал президент Российского союза промышленников Аркадий Вольский. Прежде всего, деловые люди обоих государств считают, что есть возможность гораздо шире развить автомобилестроение. Рынок сбыта от Бреста до Курил вполне позволяет это сделать. Если не забивать его подержанными импортными машинами, как это происходит сейчас. Конечно, выпуск автотехники в обеих странах растет. Увеличивается и объем ее продаж. Но рост сбыта в прошлом году бывших в эксплуатации за рубежом грузовиков и автобусов почти всемеро больший.

И ничего нового не надо придумывать. В отличие от нас, в мире новыми считаются автомобили, со дня выпуска которых прошло не более года. В странах Евросоюза на такие ввозимые грузовики установлены таможенные пошлины до 22 процентов. На технику постарше ставка доходит до 50 процентов и составляет не менее 3 евро за каждый кубический сантиметр рабочего объема двигателя. Так старушка Европа охраняет интересы своих автопроизводителей. Ничто не мешает это сделать и Союзному государству Беларуси и России. А пойдет в рост автомобилестроение - оживятся и металлургия, химическая и нефтехимическая, электротехническая, стекольная, текстильная, резинотехническая, электронная промышленности.

Как известно, Беларусь нуждается в иностранных инвестициях. В принципе их вполне можно получить из России. Дождь нефтедолларов над ней не стихает. Но вкладывать в нашу экономику тамошний деловой мир не торопится. Аркадий Вольский объясняет причину. В Беларуси не развит фондовый рынок, практически прекращена приватизация. К тому же налоговая нагрузка на 10-12 процентов выше российской. Все это вполне разрешимые вопросы. А если уж так не хочется отдавать кому-то пакеты акций, в мире широко применяется практика концессий. В той или иной форме россияне готовы инвестировать в нашу нефтепереработку и нефтехимию, в развитие транзитной инфраструктуры, которой сами же и будут пользоваться.

Первым шагом в оживлении инвестиционного сотрудничества мог бы стать совместный белорусско-российский банк. Его предлагает создать Московская конфедерация промышленников и предпринимателей. Кроме того, такой банк мог бы стать международным расчетным центром для экспортеров. Больно место для него удобное: на стыке двух огромных рынков - европейского и российского.

Нужны и совместные белорусско-российские торговые дома, чтобы торговать в Москве, Санкт-Петербурге, на Урале, в Поволжье, в Сибири нашими товарами напрямую. Они пользуются там большим спросом.

Таковы сегодня интеграционные проекты в рамках Союзного государства. Они нужны и Беларуси, и России. А потому вполне осуществимы. Без долгих словопрений.

Оставить комментарий