ИСКУССТВО СОСТАВЛЕНИЯ РЕЗЮМЕ

Каким бы насыщенным ни был сегодняшний рынок труда, но спрос на хороших специалистов не только сохранился, но и неуклонно возрастает. Безусловно, предложение намного превышает спрос, что рождает большой конкурс специалистов, и поэтому основная задача соискателей – привлечь внимание именно к своей кандидатуре. И визитной карточкой в этом вопросе является профессиональное резюме. По признанию многих руководителей, большинство кандидатов на должность отсеивается уже на этапе рассмотрения резюме. Поэтому нужно составить его так, чтобы работодатель пригласил на собеседование именно вас.

Конечно, не существует единого образца резюме на все случаи жизни, которое можно было бы рассылать по всем фирмам без изменений. Однако есть общие принципы, по которым составляется самопрезентация, с которыми мы и попытаемся вас ознакомить.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

В первую очередь, еще до того, как вы начнете рекламировать свою, вне всякого сомнения достойную персону, поставьте себя на место человека, который будет читать ваше резюме. Как правило, руководитель или специалист кадрового агентства, рассматривая многочисленные самопрезентации в каждом конкретном случае хочет найти ответы на простые вопросы: "кто этот человек?", "чего он хочет?", "что он для этого имеет?" и "что он готов сделать для достижения своей цели?". Именно на эти вопросы вы должны ответить полно, но вместе с тем кратко, без лишних подробностей и исключая все эмоции. Информации должно быть достаточно для того, чтобы работодатель мог понять, что вы из себя представляете. Сведения, которые вы сообщаете, должны быть достоверными. И самое главное, объем вашей "визитной карточки" не должен превышать полутора-двух страниц. Помните, что ваше умение кратко и ясно формулировать свои мысли будет расцениваться как показатель общей культуры.

Кроме всего прочего, резюме должно быть правильно оформлено. При его чтении не должно рассеиваться внимание, поэтому сохраняйте равные промежутки между абзацами и проследите, чтобы поля были ровными. Если вы планируете отсылать свое резюме по почте, обратите внимание на качество бумаги и шрифт (идеальный вариант в диапазоне от 12 до 14 пунктов).

КАКИЕ ДАННЫЕ О СЕБЕ УКАЗЫВАТЬ?

В первую очередь, естественно, укажите фамилию, имя и отчество, год рождения, контактные адреса (в том числе электронный) и телефоны. Часто забывают указать отчество, или домашний адрес, или не указывают, какой из телефонов рабочий, а какой домашний, и в какое время куда лучше звонить. Хорошо добавить маленькую строгую цветную фотографию.

В тексте довольно часто приводят не тот электронный адрес, с которого посылают электронное письмо с резюме. Если кандидат претендует на владение компьютером - это ошибка. Посылать резюме надо только с того адреса, который фигурирует в тексте резюме. Далее следует остановиться на полученном вами образовании. Укажите, где, когда и какое учебное заведение окончили, а также (если недавно закончили вуз) какие были оценки – если, конечно, они являются вашим "плюсом". Однако это правило не распространяется на школьные отметки – их указание может произвести впечатление, что вам больше нечем похвастаться.

ЧЕТКО ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧЕГО ХОТИТЕ

Укажите точное название должности, которую хотите получить. Ее формулировка должна точно совпадать с тем, как она заявлена. Некоторые вместо должности пишут "хотел бы получить интересную работу, которая бы соответствовала моему образованию и опыту работы и могла бы принести пользу вашей компании для ее дальнейшего успешного развития". Такого рода формулировка вызывает недоумение у работодателя и не находит поддержки. Ясно, что сам человек плохо себе представляет, чем бы конкретно он мог заниматься, и как бы предлагает работодателю решить кроссворд - внимательно изучить резюме и найти верный ответ, проставив его в графу "должность". Не указывайте несколько должностей сразу. Это снизит ваши шансы. Компании требуется специалист на определенную должность.

ОПЫТ РАБОТЫ

Информация о ваших профессиональных навыках – это самый важный раздел в резюме. Пропускать его нельзя ни в коем случае. Перечислять прошлые места работы и нанимателей следует в обратном хронологическом порядке. То есть последняя работа должна быть указана первой, предпоследняя – второй и так далее.

Если ваша работа носила проектный характер (программист, дизайнер), то перечислите все ваши проекты, длившиеся свыше одного месяца. Если работа однородная или не носит проектный характер (менеджер, продавец), то выделите в ней какие-то особенности и виды работы (например, работу с определенным крупным заказчиком или поставщиком.

В ваших интересах сделать список как можно длиннее. Чем больше опыта – тем больше шансов устроиться на работу. Не пренебрегайте упоминанием курсовых, дипломных, научных работ, всевозможных приработков и т.д.

Следует подробно излагать только "голые" факты, избегая лестных самооценок наподобие "большой опыт работы", "умение работать в команде", "хорошие организаторские способности" и т.п. Резюме составляется так, чтобы менеджер сам сделал нужные Вам выводы.

Пусть за вас говорят факты. Так, из послужного списка должно быть видно, сколько времени вам приходилось руководить группой, отделом, предприятием, сколько людей было в подчинении, какие именно сложные задачи приходилось выполнять, какие награды и вознаграждения вы получали. Конечно, не надо врать и приписывать себе несуществующие заслуги. Все, что требуется, – не скрывать о себе положительных сведений. Ваше резюме не должно выглядеть как резюме специалиста второго сорта! Ведь есть другие кандидаты, быть может, менее достойные, но с лучше составленным резюме.

ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС

Очень многие задаются вопросом, нужно ли указывать в резюме желаемый размер оплаты. Во многом это зависит от обстоятельств и от конкретной должности, на которую вы претендуете. Вообще говоря, всякий разговор о зарплате до окончания собеседования обычно ставит нанимателя в трудное положение. Ведь он еще не знает ваших возможностей, не оценил, сколько вы "стоите" в его шкале ценностей и возможностей, потому и не может заранее ответить, готов ли он дать Вам требуемую зарплату. Поэтому, если вы вообще решились указывать конкретные цифры, то укажите только желаемый минимальный уровень, на который вы согласны, и обязательно упомяните, что он минимальный. Если вы укажете слишком высокую минимальную зарплату, то никто не рискнет с вами связываться. Если же вам предложат запрашиваемый минимум, то всегда можно сказать, что указанная цифра на самом деле слишком мала, а работа сложная и ответственная.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

В зависимости от специфики работы нелишним будет привести в резюме некоторые дополнительные сведения. В частности, владение иностранным языком, работа с компьютером (с указанием конкретных программ, с которыми вы умеете работать). Также необходимо отметить знание интернет и умение пользоваться электронной почтой, что не совсем одно и то же, как это представляется некоторым. Обязательно указывайте знание оргтехники, умение работать с офисными мини-АТС, ксероксом, факсом. А вот подробности личной жизни приводить не следует. Принцип простой: как можно подробнее излагайте факты производственной биографии и минимум – личной. Это позволит показать, что ваша жизнь в большей степени ориентирована на работу, нежели на досуг. Не стоит излагать подробно автобиографию, детали, связанные с вашим детством, и, тем более, историю ваших браков.

ПИСЬМЕЦО В КОНВЕРТЕ

Не стоит упускать из виду разнообразные «мелочи», связанные с конвертом. Хотя каких-либо канонических правил здесь не существует, соискатели чаще всего пытаются использовать внешнюю оболочку резюме (сопроводительного письма) для того, чтобы отыграть у потенциальных конкурентов несколько очков. Недооценивать роль конверта как средства транспортировки резюме – опрометчиво. Всякий адресат предпочтет получить аккуратно упакованное письмо, которое не придется разглаживать перед чтением. В принципе, лучше вообще избегать сгибов при упаковке резюме, так вы лишний раз подчеркнете свою аккуратность.

ТРИ ТАБУ ПО ОТПРАВКЕ РЕЗЮМЕ

1. Посылайте письмо именно на тот адрес, который указал работодатель. Если указан почтовый адрес, то и отправлять следует именно на него, а не по электронной почте, пусть это и кажется вам более удобным.

2. Постарайтесь удержаться от вложения в конверт разного рода рекомендаций, характеристик и прочего вспомогательного материала. Это очень сильно отвлекает адресата от самого важного – вашего резюме.

3. Не посылайте резюме одному и тому же работодателю несколько раз, даже если сомневаетесь в его доставке. Лучше перезвонить и уточнить всю информацию, чем лишний раз отвлекать внимание людей.

Оставить комментарий