ПРИШЕЛ ЧАС РАСПЛАТЫ

Международная театральная общественность заявила о «варварском состоянии рынка авторских прав в Беларуси». Несмотря на то, что в нашей стране есть и соответствующее законодательство об авторских правах, и ратифицирована Бернская конвенция на эту же тему, белорусские театры продолжают заниматься откровенным «пиратством». Более того, происходит это с ведома Министерства культуры.

Глупо было бы предполагать, что наличие в репертуаре белорусских театров от половины до двух третей спектаклей, которые поставлены с нарушением авторских прав, сможет долго оставаться незамеченным и безнаказанным. Собственно, так оно и получилось. На минувшей неделе в рамках заседания Неформальных Европейских Театральных Встреч (IETM) в Белграде было принято довольно жесткое обращение к министру культуры Беларуси. Отметим, что IETM – это крупнейший форум европейских театральных специалистов, на который ежегодно съезжаются более 500 руководителей театров, фестивалей, фондов и культурных ведомств Евросоюза и других стран.

Так вот всех этих именитых специалистов возмутил тот факт, что Министерство культуры, являясь органом, который по определению должен обеспечивать соблюдение законности в сфере авторских прав, никак не реагирует на «краденые» пьесы. В числе известных авторов, авторские права которых были грубо нарушены в Беларуси, – Брехт, Бергман, Патрик, Копит, Аллен, Саймон и многие другие. Не менее остро стоит проблема незаконного использования музыки в спектаклях. Взять хотя бы спектакль «Трехгрошовая опера», поставленный в Академическом театре им. М.Горького. Там без ведома правообладателей используется пьеса Брехта и музыка Вайля.

Примечательно, что доклад по Беларуси на этой встрече делал не кто иной, как молодой белорусский драматург Андрей КУРЕЙЧИК. По слухам, именно его присутствие спасло белорусские театры и Министерство культуры от самых жестких мер, предлагаемых европейскими драматургами. Они вообще грозились подать иски на Министерство культуры как собственника и юридического учредителя государственных театров, в европейские суды (суммы исков могли бы исчисляться сотнями тысяч евро, т.к. средний гонорар известного автора в Европе – 20-30 тыс. евро) и потребовать компенсации за годы незаконного использования произведений в Беларуси. В этой ситуации любое имущество Министерства культуры стало бы «невыездным» и могло быть изъято во время гастролей государственных коллективов за рубежом.

К счастью, для белорусской стороны был выбран самый мягкий, можно даже сказать, щадящий вариант. Была подписана резолюция, предписывающая Минкульту исправить ситуацию в ближайшее время. Правда, долгое время культурное ведомство отказывалось мало того, что комментировать ситуацию, оно вообще отрицало наличие самого письма. Не помогали даже заверения Курейчика о личной доставке документа непосредственно секретарю министра культуры.

И все же чиновники от культуры на требования европейцев отреагировали. Как рассказал корреспонденту «ЭН» А.Курейчик, на минувшей неделе заместитель министра культуры Владимир Рылатко провел совещание с директорами и художественными руководителями белорусских театров. Там им наконец-то объяснили суть Бернской конвенции и потребовали срочно изменить ситуацию с соблюдением авторских прав.

По мнению А.Курейчика, достаточно сложно представить, как теперь объяснить правообладателям, почему их произведения годами ставились без разрешения. Кроме того, это может грозить серьезными неустойками. В принципе, как отметил драматург, для многих театров это будет на самом деле не так уж сложно. «Если же не можете платить, возьмите пьесу белорусского автора, возьмите Шекспира, за которого не надо платить, а хотите что-то современное – придется расплачиваться», - сказал А.Курейчик.

Кстати, по непроверенным слухам, Минкульт немного разозлился на самого Курейчика и грозит ему цензурой. Сам драматург этого варианта развития событий не отрицает.

ТАКСИСТОВ ХОТЯТ ЗАСТАВИТЬ ПЛАТИТЬ ЗА МУЗЫКУ

Забавно, но пока на театральных подмостках процветает «пиратство», Белорусское авторское общество решило, что негоже нашим таксистам слушать музыку бесплатно. Если музыкальное произведение звучит на дискотеке или в ресторане, то за это положена выплата авторского вознаграждения. Пассажир, позволяющий себе не только ездить в булочную на такси, но и еще слушать при этом музыку, тоже должен платить. Но поскольку механизм изъятия денежных знаков с каждого конкретного пассажира довольно сложен, то платить придется таксистам. По некоторым данным, эта мера, если будет введена в действие, распространится и на поезда, маршрутки, пригородные автобусы. Эх, нам бы еще налог на воздух, солнце, небо, звезды!..

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о