ПОКУПАЙТЕ СВОЕ, НЕ ОТСТАВАЙТЕ ОТ ЕВРОПЫ!

Белорусская легкая промышленность потеряла 50% внутреннего рынка, а темпы роста экспорта превышают 100%
Отечественная легкая промышленность выпускает все для того, чтобы мы могли одеться и обуться в ее изделия. А изготовленные на белорусских предприятиях портьеры, постельное и столовое белье с удовольствием покупают в Европе и Америке. Накануне выставки «Белтекслегпром. Весна» первый заместитель председателя концерна «Беллегпром» Владимир Астровский рассказывает об успехах, преодолении трудностей и перспективах легкой промышленности.

– Как Вы оцениваете работу концерна по итогам прошлого года?
– В минувшем году обеспечено выполнение 6 прогнозных показателей социально-экономического развития отрасли. По производству продукции в натуральном выражении обеспечен прирост по 18 из 28 важнейших позиций. В 2004 году мы обновили ассортимент швейной промышленности на 78%, обуви – на 30%, текстиля – на 40% и трикотажа – на 35%. Серьезное внимание уделялось сертификации продукции. Мы стремимся к комплексному подходу в работе – все должно меняться в лучшую сторону: от сырья, условий производства и уровня зарплаты до конечного продукта.

В 2004 году поставка квотируемой продукции на республиканский потребительский рынок была обеспечена по всем позициям, кроме кожаной обуви (95,7%). По ряду позиций выполнение квот достигнуто за счет фирменной торговли. Например, «Элема» вложила значительные денежные средства в создание фирменных магазинов. Оказалось, не зря: более 40% продукции реализовано именно через фирменную торговлю. Всего предприятия концерна имеют более 100 фирменных магазинов. Уровень рентабельности реализованной продукции в 2004 году составил 6,5% против 5,2% в 2003 году. Положительные темпы объема экспортных поставок составили 120%. За счет внедрения комплекса мер по снижению издержек производства 7 предприятий отрасли, имевшие убытки за 9 месяцев, в четвертом квартале обеспечили чистую прибыль и тем самым сократили размер убытков в целом за 2004 год.

– В чем причина убыточности предприятий?
– Основные причины – хронический недостаток собственных оборотных средств, который по отрасли составляет свыше 200 млрд рублей, опережающий рост цен стоимости потребляемых энергоресурсов, сырья и материалов по сравнению с изменениями цен на выпускаемые изделия. Кроме того, ряд промышленных предприятий имеет значительные расходы на содержание социальной сферы, содержит лишнюю численность работающих с целью предотвращения массовой безработицы и социальной напряженности в отдельных регионах и др.

По данным Министерства статистики и анализа, прирост индекса цен на продукцию легкой промышленности, в которой концерн занимает около 80%, за год составил 12,3% при изменении цен по другим промышленным товарам на 19%. Например, РУПТП «Оршанский льнокомбинат» обязан в течение 10 дней рассчитаться за полученное льноволокно. Ткань из него будет готова только через два месяца, а затем требуется время на ее реализацию, и только после ее реализации торгующие организации рассчитаются с предприятием. Торговые предприятия «Белкоопсоюза» рассчитываются с нами чаще всего не деньгами, а продукцией, а это влечет за собой потери. В таких условиях очень трудно повышать зарплату. В легкой промышленности ее уровень на 30% меньше, чем в целом по промышленности. Хотя мы прекрасно понимаем, что она должна быть выше в нашей отрасли. Но повышение обязано иметь экономическое обоснование, нельзя допускать «проедания» денег. Конечно, у нас есть очень успешные предприятия, как СП ЗАО «Милавица», ОАО «Элема», ОАО «Свитанок» г.Жодино, ОАО «Белфа» г.Жлобин и другие.

– Выручают ли нашу легкую промышленность давальческие заказы?
– Свыше 30 предприятий концерна на 80% загружены давальческими заказами. Они уже давно являются низкоэффективными, но используются для загрузки производственных мощностей и трудовых ресурсов. Эти заказы из стран ЕС поступают к нам потому, что пока в Беларуси за высококвалифицированную работу платят не очень много по меркам заказчиков.

– Владимир Иванович, кроме давальческих заказов, в каких странах знают продукцию «Беллегпрома» под собственным именем?
– Продукция нашего концерна экспортируется в 55 стран мира. Объем экспорта в страны дальнего зарубежья составил 194,3 млн долларов США. Экспорт в стран СНГ – 335,7 млн долларов США, в том числе в Российскую Федерацию – 313,6 млн долларов США. В 2004 году наблюдался значительный рост экспортных поставок швейных изделий, обуви, трикотажных изделий, кожи, корсетных изделий, хлопчатобумажных и льняных тканей, ковров и ковровых покрытий, чулочно-носочных изделий, искусственных и синтетических тканей. Темп роста объема экспорта в такие страны, как Германия, Италия, Франция составил 100-103%, США – 128%, Великобритания – 158%, Нидердланды – 113%.

– Как Вы оценивает наличие квот для экспорта продукции в страны ЕС?
– Министерство иностранных дел и наш концерн постоянно проводят переговоры с представителями ЕС об отмене квот. Нам отвечают, что как только страна вступит в ВТО, так сразу их отменят. На сегодняшний день Россия и Украина не приняты в ВТО, но их продукция поступает на рынки ЕС без экспортных квот. Отдельные виды продукции предприятий концерна «Беллегпром» пользуются спросом в странах дальнего зарубежья, и мы могли бы поставлять туда больше таких товаров.

К сожалению, наши потребители не всегда знают отечественную продукцию и зачастую отдают предпочтение товарам по низким ценам неизвестного происхождения с рынков. По этой причине за последние 5 лет потеряно 50% внутреннего рынка.

– В странах СНГ основной торговый партнер – Россия. Повлияло ли как-то введение новой методики уплаты НДС на объем экспорта продукции?
– На первом этапе из-за ввода НДС мы потеряли до 20% российского рынка. Трудности в торговле с Россией, безусловно, есть. Но есть и желание их преодолевать, налаживать сотрудничество с новыми партнерами. В Москве представители нашего концерна встречались с руководством гипермаркетов. Мы прекрасно понимаем, как трудно войти в такие торговые центры, но будем стремиться достойно представлять там нашу продукцию. В начале апреля состоялось заседание Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, на котором обсуждались меры по противодействию ввоза серого импорта. Особенно это актуально для швейных и трикотажных изделий и кожаной обуви.

– Как продвигаются белорусские товары легкой промышленности на российский рынок?
– Через наши отраслевые ярмарки, фирменную торговлю. В частности в Москве есть представительства ОАО «Моготекс», «Элемы», «Милавицы», «Свитанка» г. Жодино, Барановичского ПХО. Пробовали создать оптовые склады, где была бы представлена продукция всех предприятий, но эта идея не имела большого успеха. Начал работать торговый дом «Славлегпром». Он оказывает методическую помощь нашим предприятиям-экспортерам.

– Какие ближайшие планы у концерна?
– Повышение конкурентоспособности за счет обновления и расширения ассортимента, освоения и внедрения новых технологий, повышение технического уровня производства. Мы стремимся к тому, чтобы наши предприятия как можно чаще радовали потребителей новыми товарами. Например, планируем приступить к пошиву изделий из натуральной кожи на ОАО «Славянка».

– Ваши пожелания, советы читателям спецвыпуска «Новое в легкой промышленности»?
– Легкая промышленность действительно выпускает много новых интересных изделий. Учитывая высокое качество нашей продукции, советую читателям не обходить стороной фирменные магазины и секции предприятий концерна «Беллегпром» и думаю, что вы останетесь довольны покупкой.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о