ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ!

С 15 апреля все граждане Беларуси смогут потребовать в любой организации или у любого индивидуального предпринимателя книгу замечаний и предложений единого образца сколько душе угодно. Причем сделать это можно независимо от того, являетесь вы потребителем их товаров, услуг или нет. Это новшество появится в связи со вступающим в силу Декретом главы государства №2 «О совершенствовании работы с населением». Он был рассмотрен и принят депутатами Палаты представителей в первый день работы весенней сессии.

Документ президента в Овальном зале представляла заместитель главы администрации Наталья ПЕТКЕВИЧ. Ее первый "выход в депутаты" вызвал заметное оживление среди парламентариев. По крайней мере, законопроект обсуждали весело, а некоторые народные избранники даже не упустили случая пококетничать с обаятельной барышней.

По словам г-жи Петкевич, Декрет станет упрощенной и более оперативной формой обратной связи населения и государства. «Данный документ принят в целях соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, реализации их конституционного права на участие в решении государственных дел. Так мы больше узнаем о проблемах граждан», - отметила замглавы администрации.

Теперь книги замечаний и предложений должны быть в каждом государственном учреждении (в том числе и в администрации президента, и в парламенте), у индивидуальных предпринимателей и даже в партиях и в общественных объединениях. Например, захотел нажаловаться на Гайдукевича или Лебедько, пожалуйста, пишите.

Кроме того, как отметила Н. Петкевич, эта книга должна быть не только в самой организации или в головном офисе, но и во всех территориально обособленных подразделениях и местах реализации товаров (услуг, работ). Предъявляться она должна по первому требованию. Это будет документ единого образца, который выдается и регистрируется в налоговом органе по месту постановки на учет.

Проверять соблюдение требований Декрета будут контролирующие органы, органы прокуратуры, лицензирующие органы, органы, осуществляющие надзор за соблюдением технических регламентов. За несоблюдение требований Декрета установлена административная ответственность: на руководителя организации (уполномоченное лицо, ответственное за ведение книги) или индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от 4 до 10 базовых величин. Кроме того, согласно ст. 26 этого нормативного документа, в случае систематического (3 или более раз в течение календарного года) нарушения требований законодательства при ведении книги замечаний и предложений, а также при рассмотрении изложенных в ней замечаний и предложений, повлекших административное наказание, действие лицензии может быть приостановлено на срок до 6 месяцев.

Надо сказать, что, несмотря на практически единогласное одобрение со стороны народных избранников этого документа, его обсуждение заняло достаточно много времени. Оно и понятно: сама необходимость принятия Декрета вызывает вопросы. Во-первых, основным законом страны – Конституцией – гарантируется право всех граждан направлять все свои обращения в государственные органы. Во-вторых, это право детализируется в Законе «Об обращениях граждан». В-третьих, у нас действуют Правила розничной торговли и Правила бытового обслуживания населения, которые регламентируют работу с обращениями граждан.

Декрет же попросту обязывает любую организацию и любого предпринимателя рассматривать замечания и предложения не только гражданина, чьи права и законные интересы могут быть затронуты их деятельностью, но и любого иного, у которого найдется время и желание что-нибудь написать. А таких, как известно, всегда предостаточно. Как предположил депутат Василий Хрол, уже на следующий день после появления этой книги, «недобросовестные конкуренты будут таким образом бороться друг с другом». Кстати, об ответственности заявителя в Декрете ничего конкретного не сказано. Депутат Сергей Гайдукевич вообще назвал возможность появления книги замечаний и предложений в прокуратуре или администрации президента «бредом», мотивируя это тем, что для решения проблем необходимо обращаться в суд, а не писать жалобы.

Декрет устанавливает достаточно жесткие требования к работе со внесенными в эту книгу предложениями и замечаниями. Рассматривать их необходимо в течение 15 дней (при необходимости проверки может быть дана отсрочка, но не более 15 дней). В книгу обязательно должны вноситься результаты их рассмотрения. Персональный ответ жалобщику нужно писать только в том случае, когда его предложение и замечание удовлетворить не смогли.

Неясным после принятия Декрета осталось и то, как быть с защитой руководителей от слишком активных жалобщиков. Ведь, если задуматься, у каждого из нас есть знакомая бабушка, которая только и занимается тем, что строчит письма во все инстанции. А депутат Сергей Костян сразу же предупредил о «возможных подставах». Ведь еще до обсуждения Декрета в одном сельском магазине некий доброжелатель оставил жалобу на продавца, написанную от имени вышеназванного парламентария.

И все же, несмотря на возможные бюрократические проволочки, депутаты одобрили Декрет. Так что все мы вправе заявить: «Дайте жалобную книгу!»

P.S. Обрадовавшись такой возможности, наша газета решила предоставить своим читателям возможность принять участие в диалоге с депутатами. Теперь все Ваши вопросы, жалобы и предложения можно присылать на адрес редакции. Мы же постараемся получить ответы лично у самих народных избранников. Помните, отвечать на вопросы и решать проблемы граждан – прямая депутатская обязанность.

Оставить комментарий