ПРОДАВАТЬ ТАК, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО КУПИТЬ

Годы идут. Уже подрастает поколение, которое не помнит Советского Союза. Но главной формой собственности в белорусской экономике по-прежнему остается государственная.

Разного рода акционерных общество (АО) у нас хватает. Однако контрольный пакет акций там чаще всего – общенациональное или региональное достояние, которым распоряжается власть на разных ее уровнях. Так, республиканская доля собственности имеется в 618 АО страны. Причем в 303 из них она превышает три четверти, а еще в 66 – половину уставных фондов.

Не могу сказать, что это во всех случаях устраивает государство. На акции, принадлежащие ему, в прошлом году в бюджет поступили дивиденды в мизерном размере – менее 11 миллиардов рублей. А хлопот не оберешься. И невозвратных расходов тоже. Недаром в Национальное собрание направлен законопроект, который предусматривает уголовную ответственность руководителей предприятий, использующих государственную помощь, за невыполнение прогнозных показателей.

Вопреки общепринятому мнению, белорусское государство явно не прочь сбыть часть своей собственности. Подготовительная работа для этого не прекращается. В прошлом году, к примеру, акционировано 51 предприятие только республиканской собственности. Из них 40 – из перечня правительства, а остальные – по желанию трудовых коллективов. Помимо всего прочего, такая процедура – необходимое условие для привлечения инвестиций. В том числе и зарубежных. Без акционирования не пополнить и бюджет от продажи государственной собственности.

Но по этой линии он пока пополняется слабо. В прошлом году от продажи принадлежащих государству ценных бумаг предприятий в казну поступило всего-навсего 3 миллиарда рублей. Намечалось же получить не менее 100 миллиардов. Кстати, бюджетное задание по доходам от приватизации не выполняется уже не первый год. Значит, не все ладно с инвестиционным механизмом страны.

Впрочем, об этом написано уже достаточно. Куда меньше обсуждается то обстоятельство, что довольно часто приватизация тормозится руководителями предприятий. Логика их действий понятна. Чаще всего государство стремится избавиться от неэффективной части своей собственности. А какой частник потерпит, чтобы предприятие, в которое он вложил деньги, не приносило доход? Поэтому приватизация, как правило, сопровождается сменой руководящей команды. Но кому из ныне действующих директоров и главных специалистов охота терять руководящее кресло?

Видимо, правительство почувствовало действие этого механизма торможения. В середине марта оно приняло постановление, которым утвердило конкретные задания для министерств и ведомств по выполнению плана поступления доходов в бюджет от использования и продажи государственной собственности. Теперь за приватизацию в стране есть ответственные. Раньше за пополнение казны из этого источника отдувалось одно Министерство экономики.

Законом о бюджете на нынешний год предусмотрено поступление 358 миллиардов рублей от процесса приватизации и управления госимуществом. В том числе продажа принадлежащей государству собственности должна принести в казну 100 миллиардов рублей, а еще 225 миллиардов – перечисление части прибыли госпредприятий. Остальные 33 миллиарда планируется получить в качестве платы за сдачу в аренду имущества и продажу акций, находящихся в республиканской собственности.

Основными донорами определены предприятия концерна «Белнефтехим» и Министерства промышленности. Они должны перечислить за год в бюджет, соответственно, 85 и 69 миллиардов рублей из своей прибыли. Значительные поступления ожидаются и из системы Министерства энергетики – 34 миллиарда рублей.

Что же касается финансовых вливаний в казну от продажи государственного имущества, то больше всех здесь придется потрудиться Министерству промышленности. Его задание составляет 22 миллиарда рублей. Министерство архитектуры и строительства обязано перечислить 19 миллиардов, концерн «Белнефтехим» – 18 миллиардов, а Министерство сельского хозяйства и продовольствия – 14 миллиардов рублей за приватизацию госсобственности.

В принципе, задания невелики. Но чтобы их выполнить, придется на конкурсах и аукционах по продаже государственного имущества как минимум отказаться от бесплодного повторения старых предложений, которые уже были отвергнуты покупателями.

В одном детском рассказе мудрый старик учит несмышленого малыша: «Нужно так давать, чтобы можно было взять». Это наипервейший принцип и при работе с инвесторами. Всего и разницы, что они не берут, а покупают.

Оставить комментарий