КОНЪЮНКТУРА – ДАМА КАПРИЗНАЯ

В конце марта эксперты Международного валютного фонда (МВФ) во главе с заместителем начальника отдела Европейского департамента Балажем Хорватом представили проект своего заключения по исследованию источников и перспектив экономического роста в Беларуси. Документ они озаглавили интригующе: «Процесс и «загадка» экономического роста в Беларуси».

Коль слово «загадка» взято в кавычки, то, видимо, эксперты считают, что все тайны они разгадали. Однако у многих читателей проекта доклада, в том числе и у автора этих строк, возникло чувство, что до сути происходящего многоуважаемые аналитики так и не докопались. К примеру, они считают, что прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в Беларуси обеспечили в прошлом году более низкие, по сравнению с мировыми, цены на энергоносители. Поспособствовали, на их взгляд, нашему бурному экономическому развитию за год прямой и косвенный реэкспорт российских энергоносителей, льготные кредиты, реструктуризация долга, а также иные выгоды, полученные нашей страной в рамках Союзного государства. Отмечено сохранение связей с российским рынком, выгодное географическое положение Беларуси.

Однако все эти факторы существовали и ранее. Более того, многие из них ухудшились. Так, средние цены на природный газ в прошлом году увеличились более чем на четверть. Льготные же кредиты предприятиям наоборот уменьшились. Реструктуризация долга за природный газ обернулась новыми затратами, так как расчет за не оплаченное ранее топливо приплюсовался к текущим платежам. Что же касается реэкспорта энергоносителей, то наша соседка продает сырую нефть для всех одинаково – по мировой цене. И благодарить надо не столько ее, сколько выгодную рыночную конъюнктуру на бензин и дизтопливо.

Именно в изменившейся конъюнктуре спроса и следует искать причины бурного экономического роста в Беларуси в прошлом году. Мне уже неоднократно приходилось рассказывать читателям «ЭН» о том, как отечественные предприятия умело воспользовались возросшей на нефтяном буме платежеспособностью российского бизнеса. Прирост нашего экспорта в соседнюю страну за счет этого фактора составил в минувшем году 1,6 миллиарда долларов.

Еще около 800 миллионов «зеленых» дала поставка продуктов нефтепереработки в страны Евросоюза. Здесь первостепенно то, что она происходила по более высоким ценам, чем прежде. Да и в целом произошел рост экспортных цен. Причем весьма немалый. Сразу на пятую часть. Он дал возможность повышать заработную плату более высокими темпами, чем росла производительность труда. А фонд зарплаты, как известно, важная составная часть ВВП. Кроме того, чем больше денег у населения, тем больше сбыт товаров и услуг на внутреннем рынке и выше экономический рост.

Ну и, наконец, минувший год был по погодным условиям необычайно благоприятным для развития сельского хозяйства, которое произвело продукции на 3,6 триллиона рублей больше, чем годом ранее.

Белорусской экономике, конечно, везет. Но не на пустом месте. Беларусь, в отличие от соседей, сохранила свою индустрию и агропромышленный комплекс в рабочем состоянии и не разорвала прежние, еще советские, связи с соседями, прежде всего с Россией. Массовое разорение предприятий и целых отраслей на просторах бывшего СССР при переходе к рынку позволило нашей уцелевшей экономике заменить своими товарами продукцию исчезнувших конкурентов. А там и нефтяной бум подоспел. Платежеспособный спрос на мировом и российском рынках повысился, экспортные цены подросли.

Словом, пока мы на коне. Задача в том, чтобы не вылететь из седла и дальше. А вот тут, на мой взгляд, стоило бы прислушаться и к МВФ. Фонд считает, что в текущем году объем производства в нашей стране вырастет на 7, а цены – на 12 процентов. Это, кстати, близко к правительственному прогнозу – соответственно, 8,5-10 и 10 процентов. МВФ хвалит белорусские власти за хорошую собираемость налогов, прекращение финансирования Нацбанком дефицита бюджета, снижение инфляции, включение в состав бюджета инновационных фондов, дающих возможность финансировать внедрение высоких технологий. Но одновременно МВФ предостерегает от недооценки демографических проблем, способных вскоре перерасти в острый кризис пенсионной системы; от высокой налоговой нагрузки; от портящего инвестиционный климат излишнего вмешательства государства в экономику; от отсутствия в ней структурных реформ.

Делать это придется. Хотя бы потому, что рыночная конъюнктура, за счет которой сейчас живем, неизменно выгодной не бывает.

Оставить комментарий