НЕТ БОГА, КРОМЕ БОГА, или Как живут белорусские мусульмане

Сегодня проблема терроризма в мировом масштабе стоит как никогда остро. Одно лишь слово «теракт» способно напугать до паники любого из нас. Постоянное ощущение чувства страха вызывает в итоге агрессию и ненависть ко всему исламскому миру - ведь именно выходцы из мусульманских стран чаще всего стоят за терактами.

В глазах общественности мусульмане – нелюди, на которых обязательно пояс шахида с несколькими килограммами взрывчатки. А ведь ислам, как, впрочем, и все остальные мировые религии, выступает против убийства. Это вполне доказуемо на примере белорусских мусульман.

Сейчас в Беларуси насчитывается около двадцати пяти тысяч мусульман. Но, как оказалось, в Минске мечети нет, она только недавно начала возводиться практически в самом центре столицы на улице Грибоедова. Там, на территории стройки, а именно в бытовке, и находится временная мечеть, где я и встретился с руководителями мусульман в нашей стране.

– В 1989 году прошел знаменитый сентябрьский пленум ЦК КПСС, – говорит заместитель муфтия мусульман Беларуси Ибрагим Борисович КАНАПАЦКИЙ. – Он принял платформу партии по национальному вопросу. В 1992 году в республике был принят первый закон о религиозных организациях. Именно благодаря этим документам в те времена и начался процесс национального и религиозного возрождения. Эти процессы коснулись и мусульман Беларуси. В 1989 году было создано Белорусское общественное объединение татар-мусульман «Аль-Китаб». В 1994 году состоялся первый съезд мусульман Беларуси, на котором было создано Мусульманское религиозное объединение РБ, на тот момент оно объединяло десять общин. К тому времени у нас в Беларуси действовала только одна мечеть в городском поселке Ивье. Сейчас же мы имеем восемь, за прошедшие десять лет мы восстановили мечети в Слониме, Новогрудке, Молодечно и т.д. И это очень важно, ведь мы понимаем, что если будет мечеть, то будет и очаг культуры, будет место, куда человек со всеми своими радостями и бедами придет, встретится с кем-то, поговорит. Мечеть – это дом Божий, и этот дом должен быть всегда открыт. С прошлого года мы начали строить мечеть в Минске, где будут предусмотрены помещения для работы и отдыха, для проведения пресс-конференций, других мероприятий. Это будет своеобразный центр исламской культуры в Республике Беларусь.

Но не все так легко, как может показаться с первого взгляда. Мы столкнулись с довольно сложной проблемой. Раньше у нас в республике компактно проживали только татары-мусульмане. После развала Союза и после известных событий, которые происходят в мире, к нам начали прибывать представители других народов, которые исповедуют ислам, приезжают из Африки, Ирака, Афганистана, Чечни. Люди хоть и одной веры, но разных культур, и наша задача – объединить их, найти с ними общий язык, а это далеко не всегда удается сделать легко.

– Были ли случаи нетерпимости к мусульманам в Беларуси, в том числе и в связи с террористическими актами в разных концах света?
– Ну, если сказать, что не было, – это будет неправдой, но и если сказать, что было, – тоже. Всегда были и есть единичные случаи, но только на бытовом уровне. Слава Богу, никаких серьезных проблем мы не наблюдали, вероятно потому, что в характере белорусов присутствует веротерпимость. Бывало, кто-то что-то скажет неприятное, но я считаю, это все из-за неинформированности, ведь теракты совершают не мусульмане. Главная проблема, на мой взгляд, сегодня – это бездуховность. Верующий человек, пускай он будет христианин, иудей или представитель другой религии, знает, что нельзя смешивать политику и религию, это совершенно разные вещи. Эсэсовцы с какими словами шли убивать? «С нами Бог»! А ведь в Коране говорится, что если ты убил одного человека – ты убил весь мир. И когда политика вершится под знаменами религии, это уже не религия, это политика. Хотя тут тоже надо разобраться: кто террористы, а кто нет. Во время последней войны, в Минске подпольщики взорвали Кубе, это терроризм или героизм? Вероятно, это сделали герои. Тут ведь с какой стороны посмотреть. Сегодня в Палестине и Израиле все тоже не так однозначно: люди жили на своей земле, это была их родина, а потом пришли другие, захватили земли, выгнали людей. И как теперь расценивать сложившуюся ситуацию: как терроризм или как освободительную борьбу?

– Насколько органично ислам вписывается в условия Беларуси? Каким образом можно добиться гармонии, ведь существуют гражданские, мирские законы государства и религиозные законы ислама, законы шариата?
– В преамбуле к последней редакции закона о религиозных конфессиях и организациях ислам признан традиционной религией Беларуси. Конечно же, мусульман по сравнению с другими верующими меньшинство, тем не менее, государство признает ислам как религию, которая более 600 лет исповедуется на этих землях. И мы уважаем государство, мы не живем в изоляции, мы руководствуемся прежде всего Конституцией и законами страны, а в своей семье, в своей внутренней жизни, в своей конфессии мы, конечно же, в определенной мере следуем законам нашей религии, законам шариата. В общем, мы живем по законам своей религии, если это не идет вразрез с законами государства, в котором мы живем. Есть, конечно, в этом плане проблемы, к примеру, кое-кто сегодня хочет всех женщин одеть в хиджаб (мусульманскую одежду). А если женщина не хочет хиджаб носить?! Да, наши бабушки так ходили, но со временем эта традиция исчезла, и нельзя сейчас вот так резко ее возвращать. Для этого необходимо время, чтобы воспитать, возродить религиозную культуру. К этому надо прийти.

Нас тут не притесняют. И не только потому, что хороший народ в этой стране, но и окружение у нас всегда было хорошее. Тут уместно привести такой пример. Знаете, когда птицы живут своей стаей и прилетает тут к ним какая-то чужая птица. Она сидит спокойно, и ее никто не обижает. Что-то похожее и у нас вышло: наши предки были приглашены охранять эти земли и получили тут почет и уважение. И эту историю нужно вспомнить и сейчас, когда льется кровь в разных регионах мира.

– За свою жизнь каждый мусульманин должен совершить хадж. Белорусские мусульмане не отказались от этой традиции?
– Хадж – обязательная составляющая нашей религии. Раньше белорусские мусульмане чаще совершали хаджи. После революции это стало по известным причинам невозможно. Возобновилось паломничество мусульман из Беларуси в прошлое десятилетие. Правда, их случается не так много, ведь не каждый сможет оплатить далеко не дешевую дорогу в Мекку.

– Какое будущее у ислама в Беларуси? Есть ли вероятность, что через какое-то время эта религия станет одной из лидирующих в нашей стране?
– Посмотрите на Европу. Я, участвуя в международных конференциях по вопросам ислама, видел много и немцев, и французов, и голландцев, которые приняли эту веру. Ислам – очень спокойная и умеренная религия, а религия – это жизненный путь, образ жизни, и такой образ жизни нравится многим людям, в том числе и европейцам, а вместе с ними и белорусам. У каждого человека есть выбор, никто никого не заставляет. Мы не агитируем, не ходим по квартирам, как это делают другие, и не упрашиваем людей прийти к нам в мечеть. Ведь сказано в Коране: «Нет принуждения в религии». У нас двери всегда открыты, и люди, если им это необходимо, если им это интересно, приходят сами. В том числе и этнические белорусы. По данным нашего муфтиата, только за последние годы в ислам перешли более двухсот белорусов. А вообще, что такое «ислам»? Это слово переводится как мир. А какие черты у белоруса? Спокойствие, уравновешенность, «памяркоўнасць». Мы очень похожи. Проживая в соседстве более шестиста лет, и мы, и белорусы пережили процесс взаимовлияния, взаимообогащения, мы понимаем и уважаем друг друга.

ПОЧТИ НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ БЕЛАРУСИ

Мало кто знает, что если бы не любовь наших предков к свинине, быть бы нам сейчас мусульманами... Дело в том, что, когда к Владимиру Крестителю вернулись его посланники из разных краев света и рассказали о тех религиях, с которыми они познакомились, он после долгих раздумий остановился на исламе. Но в самый последний момент узнал о том, что мусульманам нельзя есть свинину. Разум, а скорее, желудок великого князя не смог понять такого подхода к гастрономической политике, и вскоре Русь приняла христианство. А ведь будь Владимир ну, скажем, вегетарианцем, жили бы мы совершенно в другой стране...

Но, несмотря на этот факт, ислам все же издавна присутствует на землях синеокой. Первыми мусульманами, которые появились на территории современной Беларуси, были татары, воины хана Тахтамыша. Произошло это в конце XIV столетия. В результате поражения в междуусобной борьбе в Золотой Орде, они, выражаясь современным языком, были вынуждены искать политического убежища у князя Витовта. Тот гостеприимно принял татар, взял их на военную службу и выделил земли на Минщине и Виленщине. Татары ценили и уважали Витовта и называли его даже опорой ислама на славянских землях и своим ханом. Они участвовали во многих битвах. Так, татары внесли большой вклад в разгром Тевтонского ордена в 1410 году под Грюнвальдом. Постепенно численность исповедующих ислам росла, и к XVI веку их насчитывалось уже около двухсот тысяч. Мусульмане настолько прижились на наших территориях, что перешли на белорусский язык, и только молитвы читались на арабском и тюркском языках.

2
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Альберт

Молодцы, белорусы, возвращение к истинной вере Авраама-Ислама спасёт и русских, и белорусов, и других!!!

yur yura

подобие вышесказанного от http://godaltar.org/ нет математики кроме математики и что ни математик то и математика из уст его а что ни неверный то и ошибочная