СУПЕРВЫГОДЫ ГИПЕРМАРКЕТА

Беларусь этого еще не осознала. Но читателям «ЭН» следует нынешний год запомнить как важную веху в развитии цивилизации в нашей стране. В марте 2005 года на территории столичного торгово-выставочного центра «Экспобел» открылся первый гипермаркет. Первый, конечно же, в Беларуси. В ином мире к этому виду торгового обслуживания давно уже привыкли.

Чем он хорош? Да тем, что обычная семья, приезжая раз в неделю в этот магазин-город, способна по доступным для нее ценам удовлетворить здесь почти все свои потребности в товарах. В иные дни можно за покупками не ходить. Но, наверное, лишь тот, кто в советские времена полжизни отстоял в очередях, способен в полной мере оценить это благо. В гипермаркете 35-40 тысяч наименований товаров, из них примерно треть ассортимента – непродовольственные. Ценовая разница с обычной торговлей – от 10 до 40 процентов в пользу покупателя. Сюда обычно едут на автомобилях, чтобы загрузиться под крышу. Но и «безлошадные» горожане добираются до «гипера» без проблем. Эти торговые мегаполисы, как правило, строят хоть и за городской чертой, но на транспортной магистрали. Минский – не исключение. Даже с противоположных микрорайонов столицы до него можно добраться по кольцевой дороге максимум за полчаса.

Соорудил первый в нашей стране гипермаркет известный торговый концерн BIGZZ. На подходе еще второй, третий и даже, говорят, седьмой. Стараются и BIGZZ, и другие фирмы. Прибыль эти гиганты получают за счет скидок производителей, в том числе и зарубежных, крупнооптовой торговле. Кроме того, за городской чертой дешевле земля, меньше налоги, ниже коммунальные тарифы. Но главный источник – огромный товарооборот, напрямую связанный с гигантским ассортиментом. Гипермаркет живет, когда обслуживает ежедневно не менее 7 тысяч покупателей. Тогда и торговая наценка может быть минимальной.

Чтобы иметь громадный ассортимент и оборот, «гипер» заинтересован во всех поставщиках любого качественного товара, вплоть до индивидуального предпринимателя. Торговая площадь здесь обычно менее 10 тысяч квадратных метров не бывает. Иногда она достигает 25 тысяч «квадратов». Так что места хватит всем.

Главный вопрос в условиях нашей страны – хватит ли товарного ассортимента, чтобы заполнить полки. Но, думается, если имеется спрос, будет и предложение. Отечественным производителям потребительских товаров есть смысл постараться расширить и обновить ассортимент, повысить качество своих изделий. За счет низкой торговой наценки гипермаркеты способны их больше продавать. К тому же на внутреннем рынке. Который куда более надежен, чем далекий зарубежный. Более того, кровно заинтересованные в широком ассортименте «гиперы» часто помогают производителям это разнообразие и изобилие создать.

Вот и BIGZZ объявил о том, что готов поставить современные технологические линии белорусским предприятиям продовольственного комплекса для производства замороженной, охлажденной, по-современному упакованной продукции. Ею же производитель и рассчитается со своим кредитором, а заодно и крупнооптовым покупателем. Кроме того, любой гипермаркет обязательно сам производит продукцию – полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия, соления, маринады, салаты…

Здесь созданы все условия, чтобы семья покупала сразу, много и без помех. Для детей открыты игровые залы, где малыши под присмотром педагогов с удовольствием проводят время и не тащат маму с папой за руку от прилавков.

Итак, суммируем плюсы. Для покупателей гипермаркеты это: экономия времени и денег; наиболее полное удовлетворение потребностей в товарах; высокая культура обслуживания. Для отечественных производителей свои выгоды: расширение внутреннего рынка и объемов производства. Для государства же «гипер» - это гарантированные налоги и новые рабочие места.

Есть ли минусы? Смотря для кого. Когда-то автомобиль оставил без работы извозчиков, а экскаватор – землекопов. За прогресс всегда платят, условно говоря, чернорабочие, зарабатывающие на хлеб тяжким и примитивным трудом. Несомненно, если гипермаркетов станет больше, то челноков, соответственно, меньше. О чем их, кстати, уже предупредил Президент Александр Лукашенко во время недавней встречи в торговом центре столичного микрорайона Малиновка.

А вот небольшие специализированные магазинчики и так называемые «бутики» явно уцелеют. Потому как, в отличие от гипермаркетов, предлагают эксклюзивный товар. Да и за хлебом и молоком мы на кольцевую дорогу не поедем, а по-прежнему будем ходить в ближайший гастроном за углом.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о