«МИКОЛА» — ЭТО ВАМ НЕ «КОКА-КОЛА»

Конечно, нынешний покупатель - это не тот, что был лет двадцать назад. Разбаловал нас свободный рынок. Пять видов молока в пакетах, пять - в тетра-паке, хлеб нарезанный и нет, пельмени и такие, и сякие, и всякие. Стоишь, выбираешь, не знаешь, чему отдать предпочтение. И тут волей-неволей начинаешь задумываться, ну кто же придумывает все эти новинки?

Об организации, которая к созданию новых продуктов питания имеет самое непосредственное отношение, - о БелНИИ пищевых продуктов - мы разговариваем с генеральным директором института, доктором технических наук, профессором Ловкисом Зеноном Валентиновичем.

- Зенон Валентинович, БелНИИ Пищевых продуктов - одна из основных организаций, занимающихся разработкой новых продуктов. Для того чтобы начать разработку, институт должен сначала получить заказ?

- Да, обычно мы работаем по заказу или в рамках государственных программ, например, в прошлом году ряд продуктов был разработан по программе "Дети Беларуси" - в том числе новые виды комбинированных консервов, обогащенных витаминами и минералами. Их производство уже, кстати, налажено на Клецком, Малоритском, Глубокском консервных заводах.

С целью создания новых продуктов мы сами предлагаем те или иные оригинальные рецептуры в разных отраслях. Мы периодически анализируем мировые рынки и продукцию на них. Соответственно, хочется, чтобы у наших потребителей тоже был широкий выбор качественных и современных продуктов.

- И сколько видов новой продукции институт сделал, например, в прошлом году?

- В целом получается, что за 2004 год мы разработали и внедрили в производство 1.516 новых видов продукции и нормативных документов. 12 из этого числа - новые продукты из картофеля, 185 - новые виды консервов, 13 - масло-жировые продукты, 588 - ликеро-водочные изделия, 117 - пиво и безалкогольная продукция. В целом в области продуктов питания БелНИИ курирует 23 отрасли. И это учитывая, что у нас работает всего лишь 170 человек. Конечно, все они - опытные и профессиональные сотрудники, но в некоторых отраслях, как, например, в производстве табачной продукции, квалифицированных кадров не хватает. Поэтому мы открыли свою аспирантуру и надеемся готовить научные факты не только для себя, но и для предприятий.

И ведь разработка новых видов продуктов питания - не единственное направление нашей деятельности. В прошлом году мы разработали 5 стандартов по пищевой промышленности, подготовили 12 изменений в эти документы, 28 новых технических условий и 546 технологических инструкций, 834 новые рецептуры.

Кроме того, при институте работают Центральные дегустационные комиссии, без одобрения которых продукция не может быть рекомендована для производства.

Еще очень и очень много можно говорить о направлениях, в которых работает БелНИИ пищевых продуктов.

Прежде всего следует отметить работу в сфере машиностроения. Производство тех новых продуктов, которые мы предлагаем, часто требует доработок в техническом оборудовании или вообще создание новых машин. А ведь это на конвейер не поставишь: в пределах Беларуси нам может быть достаточно одной-двух, в крайнем случае, семи машин. Фактически, мы занимаемся единичным производством.

Кроме конструирования и проектирования машин, целый отдел у нас занят сертификацией и лабораторными исследованиями сырья и готовой продукции, разработкой и внедрением на предприятиях пищевой промышленности системы качества производства продукции в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9.000.

Специалисты Лаборатории испытаний и исследования продукции и сырья заняты проведением всевозможных анализов и испытаний. Так, в прошлом году проведены 3.030 исследований. Правда, сегодня наука идет вперед большими темпами, и нам просто необходимо иметь современное оборудование, на которое, к сожалению, не хватает финансовых средств.

Мы также осуществляем и аттестацию заводских производственных лабораторий...

- Бывает такое, что лаборатория не проходит аттестацию?

- Конечно. В таком случае выносится обязательное к исполнению предписание.

- А сколько времени занимает разработка одного продукта?

- Естественно, в процессе разработки надо пройти много этапов, подготовить много документов, но в основном продолжительность всего процесса зависит от того, какие сроки хранения нового продукта. Ведь все испытания должны пройти прежде всего в лаборатории. Поэтому получается, что консервы мы можем разрабатывать и до года, а алкогольную продукцию, в которой развитие бактерий не происходит, соответственно, меньше.

Мы постоянно участвуем в выставках и, кстати, небезуспешно. Продукция, которую разработали наши специалисты, завоевала в прошлом году 7 гран-при, 84 золотых, 56 серебряных, 18 бронзовых медалей. Это и соки с мякотью для детского питания, и соус домашний со вкусом сыра, и майонез "Провансаль "Бодрость", и многое другое.

- Сейчас очень много импортных продуктов питания - и из России, и из Украины, и из других стран. Ваш институт проводит анализ этих продуктов? Конкуренцию чувствуете?

- Главное, что я хочу сказать по этому поводу, это то, что наша продукция лучше. Это подтверждают результаты дегустаций. К примеру, наше брестское пиво заняло на сравнительной дегустации первое место, а российское "Очаково" - последнее. И наши супы - лидские пищеконцентраты - по своим вкусовым и другим характеристикам гораздо качественнее, чем привезенные из-за рубежа. Возможно, в популярности импортных продуктов определенную роль играет ценовой фактор, но гораздо важнее, на наш взгляд, то, что наши продукты мы стараемся изготавливать на натуральном сырье без красителей, заменителей и добавок.

Кроме того, в определенных направлениях, как известно, у нас очень прочные позиции. Например, производство водки налажено в очень многих странах, но продукция нашего "Кристалла" неизменно пользуется спросом и за рубежом. Белорусские кондитерские изделия "Коммунарки" и "Спартака" тоже всегда востребованы на мировом рынке. Негосударственная Белорусская кофейная компания со своей кондитерской продукцией тоже начинает завоевывать свою нишу на рынке.

Когда есть качество, будет и спрос.

Кстати, одна из последних разработок БелНИИ пищевых продуктов - достаточно оригинальное решение. Новый безалкогольный газированный напиток "Микола" сделан на основе концентрата, выработанного из картофеля с натуральными добавками. По словам специалистов, напиток по вкусу напоминает квас и скоро уже появится в продаже.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz