С ЧЕМ ИДЕМ НА ЯРМАРКУ

Беларусь – страна экспортная. Все, что производится на наших предприятиях, собирается на полях, растет и доится на животноводческих комплексах и фермах, добывается в шахтах, сами мы потребить не в силах. Надо продать за границу. А если хотим жить все лучше и лучше, то продавать надо из года в год все больше и больше.

Занятие это тонкое, сложное. Оно и понятно: чужой рынок – не свой, в чужой монастырь со своим уставом не ходят и в международной торговле. Пока белорусские негоцианты со своей задачей справляются.

Но чем дальше, тем острее перед нашей страной встает вопрос – чем торговать с миром завтра? Ближайшая экспортная стратегия уже просматривается. Пока будут создаваться отечественная «силиконовая долина» и инфраструктура зарабатывания денег на уникальном географическом положении страны, необходимо укрепить те два крыла, которые в основном и держат белорусский экспорт на нынешней высоте. Они же позволят ему подняться и повыше. А крылья эти – машиностроение и нефтехимический комплекс.

Совершенно очевидно, что объем продаж белорусских автомобилей, тракторов, комбайнов в самое ближайшее время будет зависеть, прежде всего, от того, какими моторами эта техника оснащена. «МАЗ» с двигателем, сертифицированным по европейским экологическим нормам, – вполне современная машина на трассах до Атлантики. А если такого сертификата нет, то дальше Буга он не уедет. Поэтому Минский моторный завод (ММЗ) - сейчас, пожалуй, главное звено в отечественном машиностроении. С текущего года предприятие целиком перешло на выпуск «движков», соответствующих международным экологическим параметрам Euro-2. А если потребителям потребуются дизели еще более высокого стандарта Euro-3, то вскоре будут удовлетворяться и эти запросы. Первые образцы уже созданы.

Второе важнейшее направление – серийное производство моторов большой мощности. В следующем году только предприятиям сельскохозяйственного машиностроения понадобится их примерно 6 тысяч штук. К этому времени ММЗ начнет выпускать двигатели мощностью 300 лошадиных сил для тракторов и 350 – для автомобилей. Они уже проходят испытания. А там недалеко и до «движка» в 400 «лошадок», чтобы двинуть вперед большегрузное автостроение.

Но нельзя ли не мордоваться самим, а использовать готовые моторы? Вон их сколько понастроили американцы и японцы, немцы и шведы… Бери, ставь на машину и продавай ее со знаменитыми моторными брэндами…

В принципе, этот путь тоже проторен в белорусском машиностроении. Более 4,5 тысячи «БелАЗов» проданы с дизелями большой и особо большой мощности, выпускаемыми американской компанией Cummins. Ими планируется оснастить и новые карьерные самосвалы грузоподъемностью в 320 тонн, которые вскоре будут выпускаться на автозаводе в Жодино. Более того, на «БелАЗе» собираются производить ряд комплектующих изделий для Cummins. Поэтапно развивая это производство, в конечном итоге вполне можно наладить в Беларуси сборку двигателей знаменитой компании.

Но у этого направления есть весьма существенный изъян. Нашу технику, оснащенную импортным сердцем, в дальнем зарубежье еще покупают, а вот в странах поближе – обходят стороной. Даже если сердце это произведено в Беларуси по лицензии. Отпугивает цена, которая всегда выше, чем у машин с моторами того же ММЗ. А ведь основной потребитель нашей техники как раз-то и живет под боком, прежде всего в России.

У тамошних машиностроителей, кстати, те же проблемы с импортными двигателями из дальнего зарубежья, что и у нас. На этой основе ММЗ получил огромный заказ на Горьковском автозаводе. Уже более половины среднетоннажных и полноприводных грузовиков, сходящих с конвейера ГАЗа, оснащаются минскими дизелями. Вскоре доля таких машин вырастет еще больше. Соответствующий договор предприятия заключили на пять лет.

На более отдаленных рынка есть спрос совсем на иную белорусскую продукцию. США и Африка охотно приобретают бензин, а Западная Европа – дизельное топливо. Своей нефти у нашей страны мало. Но тот же Мозырский нефтеперерабатывающий завод ежемесячно раскошеливается на закупку 300-350 тысяч тонн российского «черного золота» и экспортирует около 80 процентов нефтепродуктов собственного производства. Это его основной заработок, поскольку на внутреннем рынке в лучшем случае можно лишь свести концы с концами.

За последние восемь лет предприятие вложило в собственную реконструкцию 284 миллиона долларов. Увеличилась глубина переработки сырья, выросло производство высокооктановых бензинов, а с ним и прибыли. Но пока еще белорусские бензины не соответствуют стандартам Евросоюза. И требования к качеству моторного топлива от Буга до Атлантики все время будут ужесточаться. Старушка-Европа не хочет дышать серой и ароматами автомобильных выхлопов. Поэтому завод в Мозыре продолжает реконструкцию. На реализацию проектов в нынешнем году привлекается 25 миллионов долларов инвестиционных кредитов. Цель – в ближайшее время поставлять Европе не только солярку, но и высококачественные бензины.

Больно уж рынок привлекательный…

Оставить комментарий