ЖАЛУЙТЕСЬ ПО ПРАВИЛАМ

В Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» внесены изменения.
Даже когда книга жалоб и предложений не была обязательным атрибутом учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности, жалобы строчились ежедневно и ежечасно. А теперь и подавно: чуть что не так – жалоба в самую высшую инстанцию. Всегда ли это оправдано? И вообще, как правильно жаловаться? Ответы на этот непростой вопрос содержатся в Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан».

Впервые Закон «Об обращениях граждан» был принят Верховным Советом Республики Беларусь в 1996 году. А в ноябре прошлого года была утверждена его новая редакция. В ней подробно объясняется, чем, например, отличается жалоба от предложения. Жалоба – это требование о восстановлении прав, свобод или законных интересов граждан, нарушенных действиями или бездействиями должностных лиц государственных органов, организаций или граждан.

Гражданин может лично или через своего представителя обращаться с жалобой. Но представительство должно быть оформлено в порядке, установленном гражданским законодательством нашей страны.

Чтобы обращение приняли к рассмотрению, оно должно быть грамотно составлено. В нем необходимо указать: наименование организации и (или) адрес государственного органа, иной организации (должность, фамилию, имя, отчество должностного лица), в которые направляется обращение. Гражданин обязан сообщить свои фамилию, имя, отчество, данные о месте жительства и (или) месте работы или учебы. Изложив суть обращения, гражданин обязан поставить личную подпись. Если жалобу пишет доверенное лицо, то обязательно прилагаются документы, подтверждающие его полномочия. Таким образом, вариант, когда жена писала жалобу вместо мужа, а тот ничего об этом не знал, теперь не пройдет. Неправильно оформленные письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения, но об этом обязательно в пятидневный срок сообщают гражданину. Исправив ошибки, гражданин вправе повторно обратиться в тот же государственный орган.

Как и прежде, не рассматриваются анонимные обращения, если только в них не содержится информация о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Для таких видов обращений, как предложение, заявление нет ограничительных сроков. А вот жалобу нужно успеть подать не позднее трех лет со дня нарушения прав, свобод или законных интересов гражданина или со дня, когда стало известно о нарушении. Однако если этот срок пропущен по уважительным причинам (тяжелая болезнь, инвалидность, длительная командировка), наличие которых подтверждается соответствующими документами, по решению руководителя государственного органа жалоба может быть рассмотрена и позже.

Письменные обращения, поступившие в государственные органы, к компетенции которых не относится решение вопросов, изложенных в обращении гражданина, в пятидневный срок направляются в соответствующие государственных органы. Об этом уведомляют гражданина, либо в 15-дневный срок ему дается разъяснение, в какой государственный орган необходимо обратиться.

Рассмотреть обращение, не требующее дополнительного изучения и проверки, обязаны в течение 15 дней с момента регистрации в государственных органах, в компетенции которых находится решение вопроса. Для более сложных случаев, когда необходимо изучение вопроса, проверка, срок установлен в течение месяца. При необходимости проведения нескольких проверок, получения запросов, срок рассмотрения заявления может быть продлен до двух месяцев. Об этом уведомляют гражданина. И самые сложные случаи, когда запросы направляются в иностранные государства, международные организации, законом позволено рассматривать в течение полугода.

В редакции 1996 года Закона «Об обращениях граждан» в главе «Порядок рассмотрения обращений» отмечалось, что «запрещается передавать жалобы граждан должностным лицам тех органов, учреждений, организаций и предприятий, решения, действия или бездействия которых обжалуются». В последней редакции к этому добавлено: «за исключением случаев, когда рассмотрение данной категории обращений относится к исключительной компетенции этих государственных органов, иных организаций». Если бы человек всегда мог сам знать, к чьей компетенции относится решение его вопроса, то и обращений в вышестоящие инстанции было бы гораздо меньше. А пока… Не пропустите срок обращения, если ваши права нарушены.

Сам себе адвокат?

Примем за аксиому то, что наши сограждане пока не готовы обращаться за консультацией к юристам. Равно как и небрежно бросить фразочку: «Мой адвокат подготовит все необходимые документы». Ну не та у нас правовая культура и не те доходы. И что получается? Получается, каждый сам себе адвокат или, в крайнем случае, соседка, которая «все знает». Эта всезнающая дама категорическим тоном посоветует обращаться в прокуратуру, когда надо бы в гражданский суд. В юридической консультации №1 Советского района Минска рассказали, что стоимость консультации составляет 15.000 рублей, а составление заявления – в среднем 40.000, цена зависит от сложности вопроса. Скажем прямо, не для всех подъемные цены. За помощью можно обратиться в территориальные центры социального обслуживания населения – в них все консультации оказываются бесплатно.

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Анонимно

А как же Бюро социальной информации, где предоставляют юридическую информацию бесплатно? Очень полезная служба, не раз мне помогали. Рекомендую. В вашей же газете от них ответы на свои вопросы нашел. Сейчас юридическая рубрика какая-то сухая, не интересная.
Это мое мнение
Павел