ПРАВИЛА, О КОТОРЫХ ЕЩЕ НЕ ЗНАЮТ

Уже полторы недели, как все предприятия бытового обслуживания населения должны работать по новым правилам. С 14 февраля эти правила, занимающие около 15 печатных страниц, должны быть вывешены в каждом пункте, оказывающем бытовые услуги, – начиная с обувной мастерской и заканчивая офисом фирмы, занимающейся прокатом автомобилей. Прошлась по нескольким таким точкам, расположенным в столичном районе станции метро «Пушкинская». И… нигде новых пятнадцатистраничных не нашла. Везде висели старые, датированные 1993 годом. Может, мне просто не повезло?

Что интересного введено?

Введен новый порядок оплаты услуг. Теперь потребитель может оплачивать услугу после того, как ее оказали. То есть если вы сдали на печать фотографии или сапоги в ремонт, исполнитель не вправе требовать аванс. Но может его попросить, и уже ваше дело, рассчитываться заранее или потом.

Решила проверить, знают ли об этом. В первой же попавшейся точке, химчистке, поинтересовалась: «Если принесу вам пальто почистить, сразу платить или потом?» «Сразу, – категорично отрезала приемщица. – У нас сразу полный расчет». В починке обуви вообще впали в глубокую задумчивость, когда я сообщила, что оплачу набойки после того, как мне их поставят. Испугавшись за здоровье приемщика, смилостивилась: ладно, материал вроде как нужно сразу оплачивать, так что полиуретановые пластинки оплачу сейчас, работу потом, когда буду забирать. Приемщик наморщил лоб, но после просиял: «Вы что, новые правила уже читали?» Похоже, он тоже их читал, но не выучил пока…


Что еще введено?

Полезно знать, что если вам, без вашего согласия, оказали дополнительные платные услуги, вы можете за них и не платить. Например, вы просили вас просто постричь, а вам сделали еще и укладку. И требуют за нее денег. Можете укладку не оплачивать. И будете правы. Тут инициатива исполнителя справедливо наказуема.

Любопытно и еще одно нововведение, формулируется оно следующим образом: «Исполнитель обязан своевременно в письменной форме предупредить потребителя и до получения от него письменных указаний приостановить оказание бытовой услуги при обнаружении:

- непригодности или недоброкачественности переданного потребителем материала (изделия);

- возможных неблагоприятных для потребителя последствий выполнения его указаний о способе оказания бытовой услуги;

- иных зависящих от потребителя обстоятельств, которые могут снизить качество оказываемой бытовой услуги или повлечь невозможность ее завершения в срок».

Если исполнитель не предупредил потребителя об указанных обстоятельствах и (или) продолжил оказание бытовой услуги, он несет ответственность за качество оказываемой бытовой услуги.

Если вам пришло письменное уведомление, но вы на него не отреагировали, с вас вполне могут потребовать оплатить убытки, причиненные прекращением исполнения заказа.

Если вы сдали вещь в починку или химчистку и «забыли» о ней, вам придет письменное напоминание. По истечении двух месяцев с момента отсылки этого напоминания вещь могут и продать… Вам, соответственно, ничего за нее не выплатят.

Определен в новых правилах и порядок решения споров между тем, кто оказывает бытовую услугу и тем, кому она оказывается.

Возник спор – проводите экспертизу. Расходы по ее проведению и транспортировке материала (изделия) к месту проведения экспертизы и обратно потребителю несет исполнитель. Если экспертизой будет доказано, что исполнитель все сделал правильно, расходы будет компенсировать сторона, по инициативе которой проводилась экспертиза. Чаще всего таким инициатором, естественно, будет потребитель. Так что нужно внимательно слушать аргументы исполнителя, чтобы не платить дважды.

Самые серьезные новшества вводятся в прокатной сфере. Теперь, если вы берете напрокат телевизор, у вас, кроме прописки, могут потребовать… справку о доходах или залог. Таким образом разработчики правил пытаются защищать своего прокатчика. Логично ли это, сказать сложно. Как уже заметили потребители: «Если уже есть справка о доходах, зачем брать в прокате, когда можно взять этот телевизор в кредит?»

Но… При длительном пользовании предметом проката (более трех лет) одним потребителем исполнитель вправе принять решение о продаже потребителю этого предмета проката.

Усложнились и правила проката автомобилей. Теперь человек, заказывающий, например, лимузин на свадебное торжество, должен будет предъявить водительское удостоверение и талон к нему.

Практически ничего нового не введено для парикмахерских. Но зато четко оговорено, что клиент должен предупредить парикмахера об имеющихся у него особенностях восприятия и противопоказаниях к применению парфюмерно-косметической продукции. А парикмахер, соответственно, предоставить клиенту возможность ознакомиться с основным ингредиентным составом, способом применения, сроком годности используемой парфюмерно-косметической продукции.

При оказании услуги по химической завивке и (или) окраске волос исполнитель обязан (!!!) сделать кожную пробу на повышенную чувствительность. В случае, если клиент не хочет проходить эту пробу, парикмахер, соответственно, может и отказать клиенту в оказании услуги по химической завивке и (или) окраске волос. Это знать важно, чтобы после не предъявлять необоснованных претензий.

Из мелких нововведений следует отметить, что теперь при печати фотографий только с вашего согласия могут разрезать пленку, и никто не имеет права вам отказать, если хотите напечатать только один кадр. В фотоателье и парикмахерских, не имеющих детских залов, дети до семи лет обслуживаются вне очереди.

Подобные правила теперь, напомню, должны висеть в любом пункте бытового обслуживания. Пока еще не все «бытовики» это учитывают, но, уверена, после первой волны взысканий учтут.

Хороши ли новые правила или нет - судить пока сложно. Время покажет.