БАНКИ ЖДУТ РЕФОРМУ

В прошлом номере «ЭН» мы подводили некоторые итоги банковской деятельности страны за 2004 год. Отрадно отмечать, что в последние годы наметилась нормализация в этой сфере. По крайней мере, Беларусь не сотрясают бунты обманутых вкладчиков, требующих вернуть свои сбережения. Хотя все помнят ситуацию с банкротством таких банков, как «Дукат», «Магнат» или «Белбалтия». Однако, несмотря на успехи в области денежно-кредитной политики, эта область все еще нуждается в реформировании.

В настоящее время в Палате представителей на рассмотрении комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности находится несколько законопроектов, которые призваны улучшить функционирование отечественной банковской системы. Среди них – Банковский кодекс, проект закона «О возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» и проект закона «О распространении информации о деловой репутации юридических и физических лиц». О том, что собой представляют эти нормативные документы и как идет работа над ними, нам рассказал депутат Палаты представителей, заместитель председателя комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Иван МЫЧКО.

КОДЕКС ПЕРЕПИСЫВАЮТ

Изменения и дополнения в важнейший банковский документ – Банковский кодекс – планируется рассмотреть на весенней сессии во втором чтении. Только после принятия проекта документа в первом чтении поступило более 250 поправок. Новшества коснутся почти половины статей ныне действующего кодекса, а потому можно говорить, что документ будет представлен в новой редакции.

Одно из главных нововведений касается лицензирования банковских операций. Если сейчас существуют 6 видов лицензий (общая, генеральная, внутренняя, разовая, на осуществление операций с драгметаллами и драгкамнями, на привлечение во вклады средств физических лиц), то после вступления в силу нового кодекса их заменит единая лицензия на осуществление банковской деятельности. В нее будет включен перечень операций, которые может осуществлять банк, и выдавать ее будут вместе со свидетельством о госрегистрации. А значит, уже с момента своего создания банк получает право на ведение операций в иностранной валюте за пределами страны (сейчас разрешение на это дается только через год после регистрации). Исключения: операции по привлечению денежных средств физических лиц во вклады, открытию и ведению счетов таких лиц, а также операции с драгметаллами и драгкамнями, право на осуществление которых станет предоставляться не ранее двух лет с даты госрегистрации банка.

Проект Банковского кодекса существенно расширяет полномочия Национального банка. Поскольку в нормативном документе вводится понятие банковских групп и холдингов, надзор со стороны Нацбанка фактически выйдет за пределы банковской системы, распространившись не только на кредитно-финансовые организации, но и на субъекты хозяйствования, связанные с банками взаимным финансовым участием. На практике это означает, что Национальный банк приобретет право требовать отчетность с таких лиц и приходить к ним с проверками.

Значительные изменения коснулись и главы кодекса о банковских кредитах. В частности, вопроса уменьшения банками в одностороннем порядке процентных ставок. Согласно новой редакции кодекса, по вкладам в белорусских рублях банки вправе уменьшить размер выплачиваемых процентов лишь при уменьшении ставки рефинансирования, устанавливаемой Нацбанком, и при условии предварительного уведомления вкладчика. По вкладам в иностранной валюте банк по-прежнему вправе снижать ставки процентного вознаграждения.

КОРПОРАЦИЯ – ГАРАНТ ВКЛАДОВ

Законопроект о возмещении банковских вкладов был внесен в парламент еще в 2002 году. Однако ни правительство, ни Нацбанк, ни коммерческие банки до сих пор не пришли к единому мнению по этому вопросу. В чем же суть проекта закона?

Согласно законодательному акту, в Беларуси должна быть создана государственная резервная корпорация, гарантирующая вкладчикам белорусских банков возврат средств в случае банкротства или ликвидации финансового учреждения. Предполагается, что ее учредителями станут Нацбанк и Совет Министров.

Как отмечают разработчики, в первую очередь законопроект направлен на возвращение доверия населения к белорусским банкам. Сейчас в Беларуси в роли гаранта возмещения вкладов выступает Нацбанк через Гарантийный фонд защиты вкладов физических лиц. Сумма возмещения составляет не более 1 тыс. долларов в эквиваленте. Полную сохранность вкладов (в национальной и иностранной валютах) государство гарантирует только в «Беларусбанке» и «Белагропромбанке», а в иностранной валюте – еще и в «Белпромстройбанке», «Белвнешэкономбанке», «Приорбанке» и «Белинвестбанке».

В соответствии с проектом закона, максимальный размер возмещения на одного вкладчика, независимо от банка и вида валюты, будет составлять 5 тыс. евро.

Оценка этого документа весьма неоднозначная. Так, к примеру, представители «Беларусбанка» и «Белагропромбанка» предлагают сохранить государственные гарантии возврата вкладов населения в госбанках. Их логика понятна, ведь многие вкладчики доверили им свои сбережения именно благодаря госгарантиям, в случае отмены которых возможен значительный отток депозитов физических лиц.

Оставить комментарий