ВАШЕ ДЕЛО — В ВАШИХ РУКАХ

В последние годы о бизнес-образовании говорят все больше и больше. На Западе оно имеет почти вековую историю, у нас же пока переживает период становления. Мы осознаем, что есть такая наука – управление бизнесом – и ее надо серьезно изучать. Управлять современными компаниями должны профессионалы. Для нас эта проблема особенно актуальна, поскольку большинство нерешенных экономических проблем, кроме недостатка инвестиций и высоких технологий, имеют под собой еще и низкий уровень менеджмента. Именно поэтому, несмотря на небольшое число учебных заведений, занимающихся бизнес-образованием, эта услуга все более и более популярна.

Выпускники бизнес-школ востребованы во всем мире. И происходит это потому, что все учебные программы в этих школах максимально приближены к практике. Только пребывая в постоянном поиске устойчивого баланса, лавируя между теорией и практикой, инновационными и традиционными предметами при разработке учебных программ, можно подготовить настоящих профессионалов для сферы бизнеса.

О том, что собой представляет бизнес-образование в Беларуси, мы поговорили с директором консалтинговой группы "Здесь и сейчас" Александром ПАНЬКОВЫМ.

- Бизнес-образование существует в нескольких вариантах. Самый стандартный – классическое экономическое бизнес-образование, четырех- или пятилетнее, как в государственных вузах, так и в коммерческих. Затем МВА – это, как правило, двухлетние программы для руководителей высшего и среднего звена. Потом можно выделить долгосрочное (годичное) бизнес-образование, которое представлено или программой мини-МВА, или долгосрочными курсами. Далее идут среднесрочные курсы и семинары – от одного месяца до шести и, наконец, краткосрочные - от одного дня до недели. На сегодняшний день в Беларуси вся эта палитра представлена полностью, однако игроков на этом рынке пока недостаточно. Если сравнивать с Москвой, то в пропорциональном отношении у нас объемы этого рынка раз в 5 меньше.

- В чем же основное отличие бизнес-образования от классического экономического? И кому в Беларуси оно необходимо в первую очередь?

- Цель бизнес-образования заключается в подготовке специалистов, которые будут работать на управленческих должностях высшего и среднего звена на предприятиях и в организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность в условиях рынка. Бизнес-образование объединяет несколько составляющих, необходимых для успешной организации дела: знание финансов, маркетинга, менеджмента, информационных технологий, навыки управления персоналом. И все эти направления обязательно увязаны с практической деятельностью. Классическое образование дает в большей степени теоретические знания. Это как раскладывание знаний по ячейкам. А вот долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное обучение, которые проводят тренинговые, учебные центры, консалтинговые компании, как правило, основаны на сочетании теории и практики. Конкурентоспособность нашей страны напрямую зависит от эффективности управленческих кадров. Все знают, что среди белорусских руководителей много людей с техническим или гуманитарным образованием, которых в вузе просто не учили ведению бизнеса. Но даже менеджерам с экономическим образованием необходимо постоянно обновлять свои знания, чтобы повышать или хотя бы сохранять свою профессиональную ценность.

- Можно ли сказать, что на сегодняшний день бизнес-образование в Беларуси переживает своеобразный "бум"?

- Я бы сказал, что сейчас наблюдается всплеск интереса к бизнес-обучению, однако настоящий бум мы будем переживать только лет через семь-восемь. Бизнес-образование в Беларуси появилось в начале 90-х годов уже прошлого века. Да, сейчас сформировались определенные традиции, появились стабильные компании, которые работают в этой сфере. Но в 70-80% всех случаев учиться приходят тогда, когда направляют компании. Тех, кто желает самостоятельно получать дополнительное образование, а значит, повышать свою стоимость на рынке труда, пока очень мало. С одной стороны, это связано с материальным фактором, с другой – с непониманием большинства людей истинной ценности образования. Ведь еще лет пять назад все говорили, что высшее образование - ерунда, главное, чтобы смекалка была. Сейчас все постепенно возвращается на круги своя. Руководство компаний начинают понимать, что если персонал не будет развиваться, приобретать новые знания и совершенствовать старые, то это отразится на работе всей фирмы.

К тому же у нас пока не настолько сильно развит этот рынок. Нехватка учебных центров, особенно в регионах, ощущается очень остро. Как правило, там есть вузы или их филиалы, на базе которых можно получить бизнес-образование. Наиболее продвинутые компании могут приезжать, к примеру, в областные центры со своими программами, или же сотрудники направляются на корпоративные курсы. Но регион только-только начинает оживать.

- Кто основные игроки на белорусском рынке бизнес-образования?

- Если говорить о программе МВА, то это Институт предпринимательства и менеджмента (ИПМ) и школа при БГУ. Долгосрочные курсы представлены тем же ИПМ и нашей консалтинговой группой "Здесь и сейчас". Больше всего у нас краткосрочных курсов и семинаров. В сегменте краткосрочных курсов и семинаров работают "Меркури", "Ключевые решения", "Практикум", "21 век-Консалт" и другие.

- Что конкретно может предложить заинтересованным людям Ваша компания?

- У нас есть девять среднесрочных программ, самые популярные из которых - менеджмент, логистика, финансы, управление персоналом. В марте мы запускаем программу мини-МВА совместно с "Атлант-М". Кроме того, мы также предлагаем достаточно большой спектр краткосрочных программ и активно работаем под заказ конкретных компаний, то есть проводим корпоративное обучение.

Есть у нас также такая новинка, как мультимедиа-тренинги из серии "Искусство бизнеса", которые представлены следующими направлениями: техники активных продаж, искусство презентации, искусство жестов, мерчендайзинг для сотрудников розничных предприятий. Это компьютерная программа для интенсивного обучения. Она одновременно воздействует на все формы восприятия и памяти, что дает значительно более высокий процент усвоения материала.

- Что является основным при проведении семинаров и тренингов, проводимых "Здесь и сейчас"?

- Наши семинары проходят в лекционной форме с элементами практического анализа бизнес-ситуаций (кейсов) и разработкой направлений улучшения профессиональной деятельности. В ходе семинара участники имеют возможность познакомиться с теоретическими выкладками и их практическим применением. Кроме этого, ведущий семинара, обладая опытом практической реализации знаний, способен оказать первичную консультационную помощь с учетом конкретных особенностей прямо в ходе проводимого семинара. В итоге слушатель получает системные практические знания и может действовать в условиях вновь открывшихся путей развития.

Тренинги - это интерактивная форма обучения, направленная на развитие профессиональных качеств специалиста. Они позволяют людям по-новому взглянуть на то, что они делают, осознать сильные и слабые стороны своего бизнеса, обменяться новыми идеями и опытом. В процессе группового взаимодействия происходит отработка навыков с целью их практического использования в практике бизнеса. Все это в конечном итоге повысит результативность компании, принесет больше выгоды и удовлетворения от работы.

- Чаще всего бизнес-образование вызывает две ассоциации: трудно и дорого…

- Да, это действительно так. Трудно, потому что действительно нужно работать мозгами, поскольку практические знания через привычное переписывание конспектов не приходят. Всегда есть большой объем самостоятельной работы, масса домашних заданий. Дорого, потому что качественное образование по определению не может быть дешевым. Если вам предлагают курсы по сравнительно низкой цене, то можете не сомневаться, что и уровень качества будет таким же.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz