ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ ИНЫМ

Знали ли мы времена, когда потерять работу было большей трагедией, чем сейчас? Хорошо, если тебе еще нет тридцати, за плечами – уже какой-то опыт, и ты чисто психологически готов к новым жизненным испытаниям.

А если не готов? А если, закончив университет, понял, что таких, как ты – тысячи, и все они тоже мечутся в поисках подходящего места? Если, в конце концов, тебе уже за сорок, и ты не соответствуешь общепринятому понятию «молодого, перспективного, энергичного сотрудника»? Что в таком случае – смириться?

Вовсе нет. Дорогу осилит идущий. Главное – помнить, что ты уже – личность, ценный специалист, профессиональные навыки которого можно совсем немного дополнить, чтобы отвечать требованиям рынка труда. Именно для этого существует большое количество учреждений переподготовки специалистов, и именно этим занимается Государственное учреждение образования «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Минтруда и соцзащиты», с ректором которого – Зинаидой Волович-Григорьевой, кандидатом экономических наук – мы разговариваем.

- Зинаида Ивановна, Институт, которым Вы руководите, – структурное подразделение Министерства труда и соцзащиты. Тем не менее, сфера деятельности этого учебного заведения гораздо шире…

- Особенность нашего института состоит в том, что, кроме повышения квалификации работников, мы осуществляем профессиональное обучение и переподготовку безработного населения. Сейчас в институте в течение года по ряду специальностей проходят обучение в целом порядка трех тысяч человек. Безработные приходят к нам совершенно разные: со среднеспециальным, высшим образованием. И в зависимости от того, какой у них уровень знаний, мы формируем группы и за определенный период времени (который, кстати, может быть от двух до двадцати месяцев) даем возможность пройти профессиональную переподготовку и получить соответствующий документ государственного образца. Среди специальностей, которые мы предлагаем, около десятка направлений: специалист в области компьютерных технологий, бухгалтерский учет, анализ, аудит, деловое администрирование, юриспруденция, администратор, предприниматель, оператор ПЭВМ со знанием бухгалтерии.

- Ваши учащиеся – это, в основном, кто?

- Мы работаем на договорной основе с Центрами занятости населения республики, в которые обращаются и безработные, и работодатели, и те, кто знает, какие специальности сегодня востребованы.

Вторая категория – это выпускники вузов. К сожалению, и это реальность современной жизни, невостребованными остаются даже молодые люди, которые только что закончили высшие учебные заведения по определенным специальностям. Не секрет, что сегодня перепроизводство и юристов, и экономистов. К примеру, выпускник со специальностью "Социальный работник-психолог" может прийти к нам на переподготовку и получить диплом экономиста-менеджера со специализацией "Управление в социальной сфере". Это особенно важно для ребят, которые учились в негосударственных вузах. Я не согласна с мнением, что в негосударственных вузах дается плохое образование, но, тем не менее, сегодня в обществе сохраняется предубеждение, что у специалиста должен быть диплом государственного вуза. Мы, приглашая выпускников и студентов старших курсов на переподготовку, страхуем их и подкрепляем дипломом государственного учебного заведения.

Точно также есть набор специальностей для переподготовки людей со среднеспециальным образованием.

Кроме того, в этом году мы открыли новый образовательный проект по подготовке специалистов по охране труда. Необходимость в таких специалистах появилась не только на крупных предприятиях, но даже в средних и мелких организациях. Мы только сделали первый набор, а уже заказ на такие кадры поступил.

Институт оперативно откликается на запросы и нужды социально-трудовой сферы. К примеру, мы знаем, что система Министерства труда и социальной защиты испытывает недостаток в квалифицированных специалистах в области пенсионного обеспечения, труда и заработной платы. Сейчас разработаны и проходят экспертную оценку учебные планы по переподготовке таких специалистов на базе юридического и экономического образования.

Коллектив института готов оперативно разработать планы повышения квалификации в соответствии с нуждами и потребностями заказчика. Так, мы предложили администрации Фрунзенского района провести повышение квалификации специалистов предприятий и организаций по идеологической работе. На мой взгляд, это хорошее начинание, которое должно найти свой спрос.

- Итак, рядовая ситуация для рядового гражданина. Если он безработный, то обращается в Центр занятости…

- Да, его ставят на учет и предлагают пройти переподготовку. А мы совместно с Центром занятости формируем группы, в соответствии с уровнем образования, специальности и специализации.

- Сегодня много разговоров ведется о дистанционном обучении…

- О внедрении методики дистанционного обучения при подготовке и переподготовке кадров уже заявили несколько вузов. Может быть, это мое субъективное мнение, но обучать на расстоянии – это не совсем правильно. Да, с общеобразовательными дисциплинами можно ознакомиться самостоятельно, но специальные знания, практические навыки слушатель должен получать, по-моему, в непосредственном общении с преподавателем. Особенно это касается переподготовки. Ведь каждый, кто приезжает к нам на обучение, обладает собственным опытом. Поэтому сам образовательный процесс дополняется взаимным обменом знаниями, тематическими дискуссиями, разбором конкретных ситуаций. А во-вторых, непосредственное общение преподавателя и студента позволяет показать конкретное применение навыков на практике.

- Молодежь – это более мобильная и легче адаптирующаяся к ситуации категория. А возникают ли у людей более зрелых трудности с переподготовкой?

- Люди, которым нужны новые знания, у которых есть стимул учиться, чтобы остаться на своем рабочем месте, будут для этого делать все. Правда, волнуются они перед экзаменами так же, как и студенты.

К тому же следует помнить, что на бюджетной основе мы набираем небольшие группы, и в них попадают люди, которые заведомо идут учиться с определенной мотивацией. Недавно мы выпустили первую группу по специальности "Управление в социальной сфере". Экзамен принимала первый заместитель Министерства труда и социальной защиты Елена Петровна Колос, и она очень положительно отозвалась о качестве подготовки. И это действительно, я думаю, успех, когда бывший учитель или агроном после курса обучения свободно апеллирует экономическими терминами и категориями и готов применять свои знания там, откуда он приехал.

- Сколько учащихся не заканчивает курсы? Бросает в скором времени из-за лени, нежелания, других причин?

- Таких единицы. Ведь что касается безработных, есть финансовые рычаги воздействовать на них: в случае прекращения обучения без уважительной причины они должны возместить затраты государству.

- А данные, сколько человек устраиваются на работу после переподготовки, есть?

- Общие цифры анализируют Центры занятости населения. Я же могу говорить только о тех, кто проходит переподготовку у нас. Находят работу порядка 70-75% выпускников.

Справка "ЭН"

По данным на январь 2005 года, уровень безработицы в Беларуси составляет 1,9% к экономически активному населению, в то время как в январе 2004 года - 3,1%. Всего в начале 2005 года на учете в государственных службах занятости состояло 83 тысячи человек, что на 53 тысячи человек меньше, чем в начале 2004 года. Это связано с тем, что увеличилось количество вакансий, и, соответственно, расширились и возможности трудоустройства. В январе прошлого года на одно место претендовало четыре безработных, в настоящее время - два человека. Наиболее востребованными специальностями являются рабочие - их доля в общем количестве заявок превышает 80 процентов.

Оставить комментарий