ТРУДНОСТИ ПОКОЛЕНИЯ, или 6 причин нервных срывов современной молодежи

Наконец-то это произошло! Свет очей всей семьи, радость родителей, бабушек и дедушек сдал первую в его жизни сессию. И даже без «хвостов». Не на «отлично», но на вполне достойные оценки. Можно вздохнуть свободнее? Вовсе нет. Присмотритесь к своему чаду повнимательнее.

Специалисты говорят, что в первые годы учебы студенты находятся под влиянием очень многих психотравмирующих факторов, которые запросто могут привести не только к нервным срывам, но и к длительным расстройствам психики. Как раз об этом – о факторах «молодежного риска» – мы разговариваем с психологом городской студенческой поликлиники Вероникой Шода.

- Вероника, можно ли сказать, что из всего потока пациентов студенты какого-то вуза особенно часто обращаются за помощью?
- Нет, такого ярко выраженного "лидера" нет. К нам приходят учащиеся и БГЛУ, и БГЭУ, и БГУ (со многих факультетов – и радиофизики, и мехмата, и международных отношений, и биофака, и даже психологи обращаются), и Медуниверситет, и БГУИР, и др. У нас в 33-й поликлинике работают три специалиста: психоневропатолог, врач-психотерапевт и психолог. Как правило, студенты записываются к нам на прием по рекомендации врача-терапевта или невропатолога. Иногда преподаватели в учебных заведениях, если видят, что что-то не то происходит со студентом, советуют к нам обратиться. Приходят самостоятельно или через телефон доверия. И проблемы у обратившихся достаточно типичные.

1. СУТКИ НАД УЧЕБНИКОМ

Большой пласт обращений – это жалобы невротического характера. И чаще всего они касаются истощаемости, утомляемости, загруженности студентов именно на начальных этапах учебы: в школе была одна нагрузка, в университете – совсем другая. Такие жалобы особенно обостряются в период сессии: очень многие готовятся к экзаменам по ночам, из-за этого сбивается режим, и возникают проблемы.

2. НУ ОЧЕНЬ КРУГЛЫЙ ОТЛИЧНИК

Немаловажную роль играет также синдром отличника: в школе девушки и парни учились только на "девятки" и "десятки", и привычка быть лучшими во всем у них осталась. А для того чтобы сохранить привычный статус в университете, иногда не хватает внутренних резервов.

3. Я ОТВРАТИТЕЛЕН

Еще одна проблема – это низкая самооценка. В первую очередь, это касается первокурсников и иногородних. Как-то так получается, что минчане оттесняют приезжих, которые и так неуверены в своих знаниях и в своих способностях.
Сказывается и начало жизни в общежитии, где свои порядки, свои правила. Общежитие порой становится источником знаний о других сторонах жизни, от которых раньше первокурсник был огражден домом и семьей.

К этому добавляется еще и боязнь получить негативную оценку от сверстников, от преподавателей. Начинается самокопание, самоедство, саморазрушение. Предлогом может быть что угодно: внешность, недостаток или избыток веса. На фоне таких переживаний происходят срывы.

Кстати, поведение студентов обычно развивается в нескольких направлениях – либо человек становится скованным и уходит в себя, либо, наоборот, с его стороны начинается чрезмерное угодничество. То есть первокурсник теряет себя полностью и не может сказать "нет". Иногда он выбирает агрессию. Как говорится, лучший способ защиты – это нападение. Он внутри боится, а внешне демонстрирует активность.
Осложняет ситуацию еще и то, что многие молодые люди сегодня не умеют выражать свои эмоции (как положительные, так и отрицательные) или не умеют делать это грамотно.
Из-за нелюбви к себе и неумения себя понять вытекают трудности и в отношениях с противоположным полом.

4. ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯ

Не меньше проблем в общении с родителями. Часто они сами не отдают себе отчет в том, что ломают судьбы детей. Две главные ошибки с родительской стороны – это либо гиперопека, когда полностью контролируется свободное время ребенка, его желания, его учеба (даже если детям это не нравится), либо абсолютное невнимание. Это становится причиной того, что ребенок проецирует стиль семейных отношений на свою жизнь и не может выстроить грамотного сценария поведения. В итоге он опять же или замыкается в себе, или проявляет агрессию, или "добирает" недополученную любовь угодническим поведением.

5. СУПЕРМЕН СОВРЕМЕННОСТИ

Еще один из распространенных страхов – это страх неудачи или провала. Очень многие не могут выйти к большой аудитории, поскольку боятся получить негативную оценку окружающих.

Синдром "облома" проявляется и в другом. Сегодня и телевидение, и реклама, и кино навязывают различные стили поведения: каким молодой человек должен быть, как обязан выглядеть. Мол, на работу берут людей только с красивой внешностью, и нужно быть стройным и уверенным в себе, чтобы добиться успеха. Получается, что молодежь думает не своим умом, а умом тех, кто эти информационные продукты создавал. Парень или девушка пытается следовать моде, но случается так, что своих ресурсов на это не хватает. Все вокруг говорят: "Ты должен быть самым умным, самым красивым". (При этом никто толком не советует, как этого добиться.) И после любого, даже мелкого поражения молодой человек начинает думать, что его, неудачника или некрасавца, обязательно разлюбят.

Примечательно еще и то, что у людей заметно снизилось желание самостоятельно добывать информацию. То есть они "кушают" то, что им дают.

6. Я ОДИН, ВСЕ ТОНЕТ В ФАРИСЕЙСТВЕ

Еще одна из тенденций современности – проблема одиночества. Может, из-за того, что люди стали больше общаться в виртуальной реальности или из-за чего-то другого, но очень многие жалуются на то, что если с самого начала, когда складывались компании, ты ни в какую не попал, или из-за проблем растерял своих старых друзей, то позже завязать отношения практически невозможно. Хотя, конечно, это всего лишь одно из распространенных заблуждений.

Я ВЫЖИЛ, НО ЗАЧЕМ?

- Вероника, к вам, я так предполагаю, в основном приходят студенты-первокурсники?
- Да, большинство – иногородние студенты младших курсов. Они более впечатлительны, более внушаемы, их внутренний стержень еще неустойчив. Причем гораздо больше девушек. Им как-то проще обратиться за помощью. На парней влияет, видимо, общественная установка, что мужчина должен быть сильным, и жалуются они на что-то только, когда уже подошли к критическому моменту.

- А можно разграничить проблемы, характерные для младших курсов и для старших?
- Да. У первокурсников это, в основном, проблемы адаптации к учебе, к общежитию, поиск себя в общении, трудности подготовки к экзаменам. В целом, это вопросы социальных связей и режима учебы.

А пятикурсники, точнее, студенты старших курсов, в большинстве задумываются о том, нужна ли им вообще специальность, на которой они учатся. Мол, проучился три года на факультете, который выбрали за меня родители, и бросать жалко, и с каждой сессией понимаю, что это не мое. На первое место выходят психологические проблемы становления своего "я" в профессиональном смысле.

ХОТЕТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ

- Главное в процессе оказания помощи – чтобы человек действительно захотел избавиться от проблемы. Мне приходилось наблюдать один случай, когда к нам обратилась девушка, которую не устраивал собственный вес. По ее рассказам, она целый день могла ничего не есть, а ночью вставала, шла к холодильнику и ела все подряд. Утром ее мучило чувство вины, и она опять голодала. А ночью повторялась история с холодильником. Доктор ей посоветовала днем кушать все, что хочется, но при этом вести пищевой дневник, и записывать в него подробно что было съедено, во сколько, при каких обстоятельствах. Кроме того, придумать набор неприятных занятий, начиная от стирки и заканчивая чтением нелюбимого автора, которые следовало выполнять в качестве "наказания" сразу после ночного "набега" на холодильник. И самое интересное, что во время следующего общения с доктором, девушка пожаловалась, что как только она решила все это предпринять, у нее случилось расстройство желудка, и ничего кушать она не смогла. Так ее организм подсознательно отразил нежелание избавиться от проблемы.

ИЗ ПРАКТИКИ.
НЕУДАЧНЫЙ СУИЦИД МОЛОДОГО РОМЕО

Парень, назовем его Андрей, совершил суицидальную попытку. А началось все вот с чего. В 23 года он благополучно завершил институт, получил диплом фармацевта и по распределению был направлен в какой-то отдаленный населенный пункт заведовать сетью сельских аптек. В подчинении у него, естественно, были в основном женщины. В том числе и достаточно молодые. А он над ними в 23 года ходил большим начальником. Естественно, такая ситуация немного нервирует, поскольку неуверенность в себе требует постоянного самоутверждения. Вот и влюбился он в молодую, но замужнюю работницу аптеки. В конце концов, муж узнал об этом горячем романе и побил нашего Ромео. Молодой человек решил покончить жизнь самоубийством. Выпил для храбрости спиртного, намешал каких-то веществ и принял их.

Проснулся он, к своему большому удивлению, живым и здоровым через двое суток, но в том же положении, что и лег, - на правом боку. Естественно, за это время правая рука полностью потеряла чувствительность, практически была парализована. Получилось, что он прощался с жизнью, а встал живой, но без правой руки.

Лечение таких заболеваний – очень трудоемкий процесс. Иногда это удается, иногда – нет.
И когда через полтора месяца у него немножечко зашевелились пальчики, и он смог делать элементарные вещи, его радости не было предела. Своему психологу он признался: "Я понял, какой же я был идиот только после того, как испугался, что потерял правую руку".

Оставить комментарий