КАКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА У ДЕТСКИХ ДОМОВ?

Социальное сиротство – явление, при котором дети остаются без опеки живых родителей, – продолжает оставаться острейшей проблемой в республике. Указывая на трехкратный рост количества сирот в сравнении с послевоенными годами, специалисты называют это вто¬рым Чернобылем.

ЦИФРЫ И МНЕНИЯ

По данным Минстата, на 1 января 2004 года на учете находилось 27.888 детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. С учетом же находящихся на полном гособеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, обучающихся в вузах (780 чел.), ССУЗах (934 чел.) и ПТУЗах (3.949 чел.), их общее количество составляло 33.551 чел. Кроме того, на усыновлении находилось 9.161 чел., в т.ч. за границей – 2.578 чел. За период с конца 1993 года по конец 2003 года количество осиротевших и оставшихся без родительской опеки детей увеличилось на 15.350 чел.

Увеличение общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, повлекло за собой рост сети интернатных учреждений для детей данной категории. По сравнению с 1994 годом, количество школ-интернатов и детских домов для детей-сирот увеличилось, соответственно, на 18 и на 11 единиц. В то же время специалисты сходятся во мнении, что помещение детей в учреждения интернатного типа менее всего отвечает интересам ребенка. «При отсутствии материнской любви и заботы (не обязательно кровной матери) дети лишаются возможности удовлетворять целый комплекс необходимых для нормального развития потребностей, что приводит к тяжелым и трудно устранимым последствиям. Отсутствие близкого человека в жизни ребенка порождает в результате страх, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, боязнь всего нового. Из стен интернатных учреждений они выходят беспомощными, неподготовленными к жизни, ощущают себя брошенными еще раз и потерянными. Но самым страшным последствием воспитания в детских домах и школах-интернатах становится отсутствие у воспитанников умения создать собственную семью и воспитывать своих детей. Известно множество случаев, когда один и тот же интернат воспитывает второе, а иногда и третье поколение своих бывших выпускников», - считает специалист Минобразования, составитель пособия «Семейные формы устройства детей-сирот на воспитание» Галина Руденкова.

Таково же мнение и директора Минского детского дома для социальных сирот №5 Анны Сорокиной: «Мне говорили опытные директора с 20-летним стажем работы: если у вас смогут создать семьи хотя бы пять-десять детей-выпускников, значит, вы не зря жили, работали. Тогда, в самом начале, это казалось ужасно мало, недостойно начинания вообще. Теперь, к сожалению, я готова повторить эти слова. Наши дети рискуют вырасти с комплексами иждивенцев, у них мало трудовых навыков. Многие считают, что они находятся здесь, как в тюрьме, – комфортной, сытной, безопасной, но – тюрьме. И ни поездки за границу, ни походы в театры, цирк и т.п. не меняют этого отношения. Ведь для них свои родители, пусть даже и нищие, алкоголики – милее, дороже благ цивилизации. Конечно, есть другие примеры, когда бегут от таких, становясь беспризорниками. Страшно, но ведь и изъятие – противоестественно… Детских домов не должно быть, или они должны быть другими..»

ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ?

Для того чтобы прервать этот порочный круг, ученые всего мира едины в одном: спасением для этих детей может быть только семья или условия, приближенные к семейным. Один из таких примеров - детская деревня Г. Гмайнера «SOS-киндердорф» в Боровлянах. Там условия проживания и воспитания детей максимально приближены к бытовым: дома-коттеджи на 10-12 человек, типичные семейные условия. Совместное с мамой (работницей) проживание, приготовление пищи, стирка, уборка, планирование семейного бюджета, учеба, работа, отдых… Почти идеальные условия. Однако при широком мировом признании и распространении (более чем в 120 странах) на всю Беларусь таких деревень (из 12 домов) - только две, а детских домов в одном только Минске - семь.

Из беседы с Аллой Полевчук, специалистом по семейным формам устройств детей-сирот на воспитание, главным организатором управления образования Минского облисполкома, узнаем: «Если раньше мы лишали родительских прав, «гася пожар», и устраивали детей, как правило, в государственные интернаты, то после того как в мае 2001 года указом Президента была утверждена программа «Дети Белоруссии» на 2001-2005 годы, политика государства в этой области кардинально изменилась. Приоритетным стало сдерживание распространения социального сиротства; развитие семейных форм устройства детей-сирот. За это время только в нашей Минской области открыто 25 приютов, где дети живут временно, пока с их неблагополучными родителями работают специалисты».

С 1999 года появилась и активно развивается новая форма – институт приемной семьи. Постановлением Министерства труда в 2000 году принято положение о заработной плате приемных родителей. И, как всякая работа, она требует соответствующей квалификации. Дабы пресечь формализм, создана сеть психологических служб, ответственных за обучение, отбор и сопровождение приемных семей. Используется даже опыт специалистов из Англии, где эта система успешно функционирует более двухсот лет. Таким образом, только по Минской области в прошлом 2003 году 70% оставшихся без родителей детей было устроено в замещающие семьи. За этот год количество приемных семей увеличилось с 315 до 545. Из них лишь два случая возвращения в интернатские учреждения.

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Анонимно

К отмеченной низкой эффективности интернатов (даже при создании, казалось бы «райских» условий проживания детей), хочется лишь добавить такой «казенный» пример моей знакомой – бывшей работницы детдома. Случай, когда, из-за сделанного ребенком новому директору замечания (мол, «прежний начальник так грубо не поступал») - мальчик был на следующий же день переведен в другой интернат. Вопреки всеобщему уважению среди ребят и педагогов, вопреки их слезам и уговорам, вопреки романтической дружбе с девочкой - авторитарное самолюбие начальника оказалось непреклонно. Услышав ответ зареванного мальчика на вопрос, будет ли он прощаться с подружкой - «Я не хочу, чтобы она меня запомнила таким…» - моя знакомая поняла,… Подробнее »