ЛЮБОВЬЮ МОЖНО ИСПРАВИТЬ ЛЮБЫЕ ГЕНЫ

С какими тяготами и радостями сталкивается приемная семья на практике? Как новые родители спасают личность ребенка и помогают ему забыть страшные воспоминания, связанные с его прошлым? Чем живет приемная семья? Какими усилиями возвращают к жизни детей-сирот? Я попытался разобраться в этих вопросах, побывав в недавно созданной приемной семье.

ДЕВОЧКА НЕ ЗНАЛА, ЧТО ТАКОЕ ЛАСКА

Судьба у Оли весьма незавидная: родители в розыске, а родные братья уже сидят в тюрьме. Девочка жила у своей бабушки, которая не прочь была выпить рюмку-другую, так что от и так небольшой пенсии оставались крохи, на которые обеспечить ребенка не представлялось возможным. Осознав, что она не в состоянии содержав ребенка, бабушка решила отдать Олю в приют. К педагогам попала девочка с замедленным интеллектуальным развитием. Это неудивительно, если учесть, что она не ходила в детский сад, а дома заниматься ею было просто некому. Именно в приюте Оля впервые увидела книжку и получила заботу со стороны сотрудников приюта. По словам последних, девочка тогда не знала, что такое ласка: она была похожа на запуганного зверька, которого загнали в угол.

Юлия Леонтьева, работая в приюте для детей-сирот, занималась поиском приемных семей для ребят. Тогда ей и приглянулась маленькая девочка Оля. Они быстро нашли общий язык и вскоре подружились. Бабушка навещала свою внучку время от времени, но педагоги и психологи все же надеялись, что она одумается и заберет девочку к себе. Шли месяцы, подходил к концу полугодовой срок нахождения Оли в приюте, скоро ее должны были отдать в детский дом. Тогда Юлия и решила взять девочку в свою семью.

НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ

"Коллеги меня отговаривали, предлагали еще раз все обдумать, ведь ребенок чужой, да и выросла она в таких условиях, что с ней необходимо было работать целыми днями", - говорит Юлия Леонтьева. Но к тому времени она уже окончательно решила, что теперь девочка будет жить с ней. Первый раз Оля пришла в гости к своей новой маме 16 июня и с тех пор живет там постоянно. Первые дни девочка не верила своему счастью и просила приемную семью оставить ее тут еще на несколько дней, на что ей отвечали, что теперь она уже никогда не вернется в приют.

Девочку надо было отдавать в первый класс школы, а она была к этому не готова. Началась долгая и утомительная работа с букварями и учебниками. Юлия Леонтьева, хоть и педагог, с трудом справлялась с этой работой, да и девочка с непривычки начинала капризничать и обижаться, ведь заниматься приходилось много, чтобы наверстать упущенное. Зато сейчас она лидер в классе, в том числе и по учебе. Девочка, к слову, оказалась с характером, она любит командовать, родители не сразу и заметили, что ими манипулирует маленький ангелок. Отношения выстраивались постепенно. В первые недели Оля обращалась к приемным родителям по отчеству, это уже потом, месяца через три, они впервые услышали от нее долгожданные слова "папа" и "мама". Были и трудности. Девочка огрызалась, плохо вела себя, ругалась - давало знать о себе прошлое. "Я, как педагог приюта, знала, на что иду, знала обо всех этих возможных проявлениях и готовилась к ним. Кто-то говорит, будто это гены, однако я считаю, что любые гены можно исправить с помощью любви", - вспоминая те нелегкие времена, говорит мне Юлия. Мы сидим на кухне, на стенах висят рисунки девочки, к дверце холодильника приделаны буквы на магнитах, на журнальном столике лежит огромная стопка букварей и учебников - все в этом доме говорит о том, что тут живет семья. Настоящая семья.

ЖИТЬ НА ПОЛНУЮ

Оля в этой семье впервые увидела настоящую новогоднюю елку, впервые провела новый год в семейном кругу. Для нее это был настоящий праздник. Забота любящих родителей, подарки, праздничный стол - все было в диковинку для Оли. Постепенно она начала возвращаться к нормальной жизни. До этого зажатая, скрытная девочка начала открываться миру, с радостью относиться к людям, ко всем проявлениям жизни. В ее речи появились новые словосочетания: моя комната, мой дом, мои родители.

После долгих занятий с девочкой мама Юлия начала замечать в ней многие творческие способности. Теперь у Оли практически нет свободного времени, весь день расписан: уроки в школе, изостудия, танцы, занятия по вокалу - девочка живет на полную. У нее появились подружки, уже начали звонить мальчики.

Юлия Леонтьева принесла папку с рисунками и начала показывать их, увлеченно комментируя: "Вот это ее первые рисунки", - на слегка помятых альбомных листах просматривается один и тот же образ: какая-то клякса, отдаленно напоминающая маленького человечка в поле под огромным холодным небом. Сейчас она рисует радугу, более тщательно прорисовывает людей, особенно их руки. Не так давно появился и рисунок семьи...

ОСТАВЬТЕ НАС В ПОКОЕ

Несмотря на то, что у Оли появилась новая семья, бабушка не оставляет ее в покое. Родители, естественно, понимают, что девочку нельзя лишать общения с ее так называемой биологической семьей. Вот только это общение не радует приемных родителей. Бывает так, что после очередного разговора с бабушкой по телефону девочка снова замыкается, начинает грустить. Бабушка иногда приносит гостинцы своей внучке, правда, новой семье приходится выбрасывать их в мусорку - срок годности конфет истек еще в прошлом году. Дают о себе знать и многочисленные проверки социальных служб. С лета их было четыре. Приходят абсолютно чужие люди и начинают расспрашивать девочку, как ей живется в приемной семье, а ведь так хотелось, чтобы она быстрее забыла о прошлом и воспринимала эту семью, как свою настоящую, а не какую-нибудь там приемную.

Когда я уже прощался с Юлией Леонтьевой, она сказала мне: "Знаете, это сложно - взять абсолютно чужого ребенка. Но я не жалею, я сделала правильный выбор".

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Анонимно

Удивительно, к нам за 2 года никто не пришел. Варимся в собственном соку, сначала и посоветоваться хотелось.