ЮРИЙ ШЕВЧУК: “Бог, конечно, есть. Просто мы иногда Его не слышим”

Наверняка даже многие фанаты «ДДТ» не знают, насколько в самом деле это мощный мыслитель и философ – Юрий Юлианович Шевчук. Способный не только сочинять песни, быстро становящиеся, пожалуй, что и народными. Умеющий петь, ничуть не теряя при этом уже более двух десятков лет своего мощнейшего голоса и взрывного темперамента... Неординарно мыслящий и доходчиво излагающий. Слушая Шевчука – глаза в глаза — вдруг осознаешь, сколь многого не знаешь и, увы, никогда, должно быть, уже не узнаешь…

ПОВСЕМЕСТНАЯ ПОПСОТИЗАЦИЯ

– У нас сейчас написалась новая песня – “Контрреволюция”. Это не в противовес “Революции”. Разговор в ней идет, безусловно, об области духа. Я же наблюдаю и за собой, и за своими коллегами, как эта контрреволюция потихоньку вползает к нам третьей ногой (смеется), и ты, в общем-то начинаешь потихонечку со всем соглашаться. Эта песня – скорее самосатира, что ли, это обращение и к себе самому, и к моим коллегам – моим ровесникам. По-моему, она неплохая. В ней есть, по крайней мере, правда и нормальное ироническое отношение к самому себе. Это хорошо. Песня же “Революция” просто вырвалась в свое время… Там было около двадцати пяти куплетов, но я выбрал всего три, причем самых безграмотных, однако самых точных. Она была написана в 1985 году и абсолютно отвечала той эпохе. “Контрреволюция” же отвечает, мне кажется, тому, что сейчас в России творится, она отвечает контрреволюции духа: происходит же попсотизация страны и так далее. Я, конечно, не хочу быть плакатным. Поэтому и говорю, что попса – это не три-четыре певца или певицы, это не “Новогодний огонек”, под который даже закуска не лезет. Попсотизация страны происходит не только на эстраде – она происходит повсеместно.

КАЙФ ИНОГО РОДА

– Питер – это такой город… Я видел людей, которые приезжали туда и уже через три месяца умирали. Не физически, но это еще хуже. А видел людей, которые приезжали быки быками, а через полгода я не узнавал человека – он начинал ходить в библиотеку и чувствовал тень Ахматовой, Достоевского… “И тень там маячит на углу. Мерещится, что это Достоевский…” Помните эти стихи?

И все торчит, торчит в дверях соседа,
Торчит бутылка водки,
И тощий хвост селедки,
И все торчит.
И плакал наш поэт,
Кричал, что сон приснился ему,
Похожий на медведя,
Который его преследовал всю ночь…

Питер – город очень интересный. Здесь грязь коромыслом, и кайф иного рода. Как пел БГ, и мертвые на еловых елях и так далее. Хотя, конечно, он эту фразу в очередной раз украл из одной индийской песни – не важно. Самое главное – Питер был построен волей одной личности. И эта воля до сих пор здесь читается. Питер – город, как бы это сказать… очень эгоистичный. Все, кто там живет, внешне такие добрые, вежливые, но на самом деле такие, блин, злые! (Смеется.) Но злые в светском отношении. Москва очень добрая на самом деле. И очень хитрая: она тебя продаст, купит, продаст, купит, потом поцелует, похоронит, затем выкопает, опять продаст, опять купит… Нормально! В Москве можно жить множество раз. А Питер – если он тебя закопал, то уже, конечно… С другой стороны, вся Россия, та молодежь, которая собирается что-то понять о жизни, причем понять что-то глубокое и серьезное, она, конечно, едет в Питер – помучиться. А та, которая желает славы и почета, она, конечно, едет в Москву – выйти замуж за новорусса или стать певицей и попасть на «Фабрику звезд». Это Москва, безусловно.

ЗАЧЕМ МЫ ЖИВЕМ?

– Мы снимали в Оптиной пустыни фильм о православии. Фильм получился, конечно, дурацкий, потому что эти все короли шоу-бизнеса… Мы триста лет истории России вогнали в сорок минут! Смотря его, я сам ничего не понял, что сам же и сказал! А было-то по-другому! Федор Михайлович Достоевский, старец Амвросий, Серафим Саровский… Старцы не просто так молились. Будучи затворниками, они совершенно уходили из этого мира. Серафим Саровский жил в келье в лесу дремучем пятнадцать лет. Жил тем, что Бог пошлет. Cам выращивал хлеб, собирал травки, этим и кормился. Зверей он, конечно, не ел. И звери это сразу поняли. Вы знаете, к нему приходил медведь каждый день, и он был абсолютно ручной, медведь, Серафим Саровский его кормил. Сразу появились и зайцы…Звери имеют сознание, они чувствуют человека-праведника. Это все правда. Я очень много читал литературы о Серафиме Саровском. Удивительный был святой… Однажды он три года промолился за Россию на камне. Когда ты уничтожаешь страсти тела, дух твой вырастает до небес. Но, с другой стороны, мы все обычно думаем: зачем это нужно? И я тоже так думаю. Все так думают. Но Серафим Саровский… Эти келийные затворники, старцы не говорили канторским, ницшианским языком, хотя были весьма образованными. Они были, как юродивые. А быть юродивым раньше на Руси считалось за духовный подвиг. Некоторые князья намеренно шли в юродивые и занимались площадной проповедью. И хотя прикидывались дураками, на самом деле абсолютно не были ими. Это было духовное служение людям. Это очень серьезные вещи. Я тоже не всегда их понимаю. Но какие были прозорливые старцы – Амвросий, Афиноген, Апраксий… Этих оптинских старцев было около двадцати человек. И они были мудры сердцем – не интеллектом. Они доказали Толстому, Достоевскому, Гоголю, что сердечная мудрость гораздо сильнееэнергетически, чем любая интеллектуальная мудрость.

Нет, интеллект, конечно, необходим. Но это не сердце. И говорили они очень легко и просто, иногда замысловато, иногда – притчами, чтобы человека, как говорится, совсем уж не заводить, чтобы он с ума не сошел от того, что слышит… Я сейчас встречался с тремя келийными монахами, им примерно за сорок. Они уже по десять лет не выходят на люди и даже на свет Божий, живя совершенно уединенной жизнью. Они молятся и уничтожают свою плоть. Кстати, один из них – в прошлом очень известный спортсмен, но я вам не могу назвать его имени, потому что это… ну это нехорошо. Вот то, что они делают, это и есть подвиг. Мы же живы… Если нет Бога, то нет и смысла в жизни вообще никакого. А иначе зачем жить? Чтобы жрать, пить, размножаться и опять же умирать?! Это неправильно. У нас есть душа, мы ее чувствуем. О душе нам говорит только совесть: вдруг наша совесть заболела. Чего заболела? Выпил-закусил – и не болит… (Смеется.) Но проблема веры – вещь достаточно интимная, поэтому много говорить об этом нельзя. С другой стороны… ну вот зачем мы все-таки живем? Чтобы жить? Но так же и трава живет, и зайцы живут так же. Но мы же люди, мы живем для другого. Поэтому Бог, конечно, есть. И Он знает, для чего мы живем. Просто мы иногда Его не слышим.

2
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Татьяна

Юрий, я с Вами согласна, мы Бога не то что не слышым, мы просто этого не хотим.Мы забиты проблемами сего мира, поели покушали вот и спокойны, деньги есть вот и можно жить. Неужели смысл жизни заключается только в этом? А когда случается беда, бедствие, обращаемся к Господу - каемся. Но, надолго ли?
И, по поводу интелекта, и мудрости.Человек может родится с интелектом, но не мудрым. Мудрыми становятся, напримре жития Святых.

Арина

Юрий Юлианович -это человек созданный Богом на радость, нам людям ,он ангел ибо песни его лечать души наши грешные и направляет нас на путь истинный.Дай Бог ему огромнного здоровья и долгих лет жизней,чтобы творить на радость нам.