ПОЛУЧИ ДИПЛОМ ДОМА K 2010 году 2/3 образования будет осуществляться дистанцио

«Ученье – свет, а неученье – чуть свет, и на работу», – говаривал один мой знакомый, пребывающий в состоянии вечного студента почти всю сознательную жизнь. Нет, он, конечно, ходит, как и все, на работу, получает заработную плату и большую ее часть вкладывает в процесс собственного образования и повышения квалификации.

Иногда мне кажется, что к концу своей жизни он будет специалистом во всех областях. Для таких жадных до знаний людей, да еще и дорожащих своим временем, наверное, и придумали такую форму обучения, как дистанционное образование.

ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ

В России развитие дистанционного образования происходит с начала 90-х годов, в Беларуси – с 2000 года. «Отцом-основателем» новой формы образования у нас в стране можно считать БГУИР, где в настоящее время в качестве эксперимента существует Центр дистанционного обучения.
В принципе, дистанционное образование – это такая же форма обучения, наряду с очной и заочной, которая в первую очередь базируется на самостоятельном изучении студентом предметов по выбранной специальности.

Отметим, что американские и европейские исследователи в один голос утверждают, что уже к 2010 году 2/3 всего образования будет осуществляться дистанционно. Хотя бы по этой причине не приходится говорить о том, что обучение на расстоянии – всего лишь очередное модное веяние, которое все скоро забудут.

Мировой опыт свидетельствует: увеличение внутреннего валового продукта государства на 1% достигается в большей степени за счет человеческого фактора. Поэтому приоритет государственной кадровой политики - организация системы подготовки и переподготовки руководящих кадров и специалистов органов государственного управления. Одним из признаков эффективности дистанционного образования является переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». В Японии курсы по повышению квалификации проходят 1 раз в 3 месяца, и за результатами этой страны наблюдает весь мир.

Проблемами дистанционного образования в Беларуси занимаются специалисты Центра информационных технологий Академии Управления при Президенте РБ, а также Государственного института управления и социальных технологий БГУ, БГУИР, а также БГЭУ. В соответствии с мировыми стандартами, современные системы дистанционного образования базируются на сети интернет. Однако из-за отсутствия развитой и дешевой цифровой системы связи на территории Беларуси многие просто не имеют возможности эффективно работать в Сети. Именно поэтому Академия Управления совместно с УП «Агат-систем» разработала WaveTop интернет-технологию, не требующую использования высокоскоростных и дорогостоящих каналов связи. Суть этой системы в следующем. В любом телеканале телевизионная картинка занимает 70% телевизионного трафика (телевизионный ресурс), а 30% остается свободным. Вот это место и занимает интернет. Для того чтобы подключиться к системе дистанционного обучения, необходимо установить на своем компьютере (классом не ниже PI) TV-тюнер и подключить компьютер к стандартной бытовой телевизионной антенне. После этого доступ к учебным сайтам открыт.

Таким образом, в Беларуси используются четыре схемы реализации ДО:

1. Интернет - интернет (самый распространенный во всем мире);
2. Интернет - интранет (интра - внутри, занятия в специально оборудованных классах);
3. WaveTop технология (описана выше);
4. Через пункты «Белпочты» (обучаемый приходит со своей дискетой и копирует задания, выполнив работу, отправляет ее преподавателю через «Белпочту»).

ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ВИРТУАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ?

Пожалуй, это самый распространенный миф, который касается дистанционного образования. Однако знание, полученное любым путем, будет виртуальным: информация, прежде чем стать знанием, проходит через цепь рецепторов, накладывается на имеющиеся ассоциации, обрабатывается и «раскладывается» в мозге по местам. Между выдачей информации и ее получением всегда есть как временная, так и пространственная дистанция. С этой точки зрения очный учебный процесс мало чем отличается от дистанционного. Немаловажное значение имеет также мотивация учащихся. У студентов-дистанционников она очень велика: они осознают, что результат их обучения зависит от них самих больше, чем на дневной форме. В конце концов, дистанционный вариант получения образования, так же, как и заочный или экстерновый, выбирает сам студент. И, наконец, в большинстве дистанционных программ есть так называемая контактная фаза, когда студенты встречаются с преподавателями.

Качество знаний, полученных при дистанционном обучении, решающим образом зависит от участников образовательного процесса и качества учебных программ. Неужели у студента, обучавшегося на дневном отделении в Тьмутараканском институте (где есть всего один профессор, и тот в виде памятника перед входом в институт), знания будут лучше, чем у того, кто прошел дистанционную программу? Другой фактор - опять же мотивация учащихся. Те, кто хочет учиться дистанционно, уже имеют определенную базу знаний (хотя бы в области современных средств коммуникации) и ориентированы именно на получение образования, а не «корочек».

Еще одно распространенное заблуждение состоит в том, что люди сравнивают обучение с чтением текстов на экране компьютера. При этом большинство дистанционных курсов создают, лишь основываясь на тексте. В них включено огромное количество интерактивного материала. Уже наличие гиперссылок в учебных материалах делает процесс обучения более интерактивным, чем чтение книги.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГИБКОСТЬ. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе.
НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЙ ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ для освоения дисциплины.
ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от основной работы.
ОХВАТ. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся.
ЭКОНОМИЧНОСТЬ. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижают затраты на подготовку специалистов. Студентам нет необходимости в частых поездках к находящемуся за сотни километров вузу, что снижает временные и денежные затраты.
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое информационное пространство.
75 ПРОЦЕНТОВ обучаемых выходит в интернет и изучает новые курсы и предметы на рабочем месте. Более половины используют для этого рабочее время.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о