«ЗАБОЙ» В ЭФИРЕ

Чем обернется введение 75% произведений белорусских авторов в музыкальном вещании?
Белорусские радиослушатели (независимо от того, какую радиостанцию FM-диапазона они привыкли слушать) не могли не заметить разительных перемен в музыкальном вещании.

75% музыкальных произведений белорусских авторов и исполнителей если и не успели набить оскомину меломанам, то, по крайней мере, фамилии и творческие псевдонимы новоиспеченных белорусских звезд узнали все.
Творческие коллективы радиостанций, прямо скажем, далеко не в восторге от таких нововведений.

Что и говорить, когда из эфира пропадает любимая музыка, и вместо нее приходится слушать произведения неокрепшей белорусской эстрады, расстроишься да и выключишь приемник. Таким образом, уходит часть постоянной, годами накапливающейся аудитории. Для коммерческих предприятий (коими являются большинство белорусских FM-станций) это сказывается на количестве рекламодателей, а значит, и на прибыли. Как ни крути, а концепцию вещания пришлось пересматривать практически всем.

Дмитрий Овсянников, программный директор «Радио Рокс»:

– Нашей радиостанции пришлось полностью отказаться от зарубежной музыки, теперь 75% объема нашей ротации составляют белорусские авторы, 25% - российские. Это касается и всех авторских программ в том числе. Естественно, что нам звонят наши постоянные слушатели, которым привычнее было слышать на волнах «Радио Рокс» классику зарубежного рока, но не с претензиями, а с пониманием.

Антон Славин (программный директор «Русского Радио»):

– Вы знаете, во многих странах есть такая практика. Во Франции, например, 80% музыки - на государственном языке. Вот это правильно – я так отвечу. Не процент исполнителей, а процент музыки на государственном языке. Ведь In Grid – итальянка, Азнавур – армянин, но поют на французском языке. Если мы поддержим тех, кто поет на русском или на белорусском языке, то мы действительно поддержим нашу культуру. «Русское Радио» - единственная радиостанция, которая полностью работает на государственном языке.

Качественного белорусского музыкального продукта на данный момент не так уж и много, и, как ни старайся, музыкальный эфир будет практически одинаковым от станции к станции. Естественно, чтобы избежать похожести, руководству радиоканалов придется выкручиваться. Недавно появившиеся не очень сильные белорусские хиты все больше начинают мозолить уши слушателям, а значит, вызывают желание сменить волну. Кто-то уже успел найти лазейки, чтобы крутить как можно меньше белорусской музыки (например, на авторский эфир нововведение не распространяется), но остается страх, что и все эти способы в скором времени могут также оказаться нелегитимными.

То, что белорусским радиостанциям, мягко говоря, не совсем нравится то, что государство регламентирует музыкальное вещание, понятно. То, что слушателям этих радиостанций приходится слушать «средненькую» белорусскую попсу и они от этого не в восторге, тоже не секрет. Встает резонный вопрос: кому это надо? Есть два предположения. Первое заключается в том, что государство и впрямь озабочено состоянием белорусской эстрады и ее крайне низкой популярностью среди населения и введением 75% произведений белорусских авторов ставит цель популяризации отечественного продукта. Второе – лоббируются финансовые интересы белорусских работников шоу-бизнеса. 1% от доходов радиостанции обязаны выплатить РУПИСу (Республиканскому унитарному предприятию «Интеллектуальная собственность»). РУПИС, в свою очередь, распределяет поступившие деньги между авторами тех произведений, которых крутят в эфире в зависимости от частоты звучания того или иного произведения. Учитывая невысокие доходы отечественных радийщиков, авторские гонорары составляют сущие гроши.

Яна (белорусская исполнительница):

– Все мои песни зарегистрированы там (в РУПИСе – прим.авт.) – те, которые ротируются на радио и которые исполняются на государственных концертах. За это мне оплачивают авторские права.
– Ты зарабатываешь на этом?
– Да, о-огромные деньги! (Смеется.) Да я зарабатываю на этом совсем немного! (Серьезно.)

Антон Славин (программный директор «Русского Радио»):

– Я, например, пишу стихи и даже не даю свои данные, не говорю, что это я пишу. Потому что если я получу свой рубль где-то, то будет совокупный налог такой, что лучше бы я этого рубля не получал. Лучше я бесплатно напишу исполнителю стихи для песен и буду молчать об этом.

Возможно, размеры авторских выплат увеличатся, если РУПИС увеличит процент сборов с радиостанций. Этот вопрос разъяснил директор РУП «Интеллектуальная собственность» Николай Чистый:

– Сейчас мы работаем по минимальным ставкам, и их повышение если и возможно, но только не в ближайшем будущем. Это долгий процесс, который надо согласовывать со многими инстанциями. Что же касается того момента, смогут ли белорусские авторы заработать на своих произведениях, то здесь встает проблема уровня нашего шоу-бизнеса, составляющие которого - талант и деньги, что необходимо вкладывать в раскрутку проектов. Именно со средствами связана основная проблема – нет спонсоров, которые могли бы помочь встать на ноги, нет тех людей, которые могли бы таким образом вложить свои деньги, ведь существует большой риск их потерять. В России к этому иной подход, поэтому русская популярная музыка качественнее и лучше белорусской.

Белорусские авторы вполне могут заработать на своих произведениях, если их популярность станет выше. Заработать не столько от выплат радиостанций, сколько от продаж дисков и от концертной деятельности. Чем выше популярность, тем выше заработок. Но популярность артистов формируется в большей степени все теми же радиостанциями.

Антон Славин (программный директор «Русского Радио») безмятежно стоял в стороне от суеты, поглощая мандарины:

– К сожалению, 75% ротации белорусской музыки никак не отразится на популярности исполнителей. Мне бы очень хотелось, но я не думаю, что это произойдет. Потому что все завязывается только на радио. Теперь для того, чтобы записать песню, артист должен заработать деньги. Для того чтобы выступать в клубе, он должен быть в штате клуба, заплатить за удостоверение – это нововведение с 2005 года. «Реактор», например, сейчас стоит белорусскому исполнителю 1.000$. Мне, чтобы провести там какую-то вечеринку, нужно заплатить вот такие деньги или быть в штате клуба.

Как видите, получается замкнутый круг: чтобы заработать деньги, нужны деньги. Очень сложно выбраться на поверхность с одной-двумя (пусть и хорошими) композициями, которые со временем могут так надоесть слушателям, что вместо популярности артист получит в свой адрес массу негатива всего лишь оттого, что его песня «приелась». И уже никто не захочет идти на его концерт, никто не купит его компакт-диск. Реалии таковы, что вместе с введением 75% произведений белорусских авторов государству надо было бы создать фонд поддержки отечественных исполнителей, откуда они могли бы изыскивать средства на создание действительно качественной поп-музыки, которая может (и мы это знаем по отдельным примерам) конкурировать с российской. Пока же белорусские FM-станции выполняют план, производители компакт-дисков помнят, что есть люди, которым нравится классическая музыка, рок-н-ролл или блюз, и что у этих людей всегда будет спрос на этот продукт, а значит, на них можно будет заработать.

Оставить комментарий