СЦЕНИЧЕСКИЙ АНДЕГРАУНД: Официальные театры продолжают ставить дворцовые саги.

В атмосфере безмолвной секретности два десятка человек провели в небольшой тусклый зал - черный квадрат, затянутый тканью. Режиссер проговорил немногословное напутствие и исчез. Через секунду пол задрожал, и в глубине темной сцены родился крик: «Жри богатых!»

Центр современной драматургии и режиссуры Андрея Курейчика ушел в подполье, отказавшись от унизительного официального пособия. Для огласки события нескольким журналистам, театральным продюсерам и друзьям 3 июня был представлен спектакль по пьесе нового британского драматурга Марка Равенилла «Откровенные полароидные снимки». Премьера этой пьесы, в постановке Кирилла Серебрянникова, недавно оглушила Москву. В одном произведении смешиваются откровенные исследования человеческой сексуальности, насилие и жестокость, проблемы выживания и развития человека в современных условиях. Локальную интерпретацию пьесы готовили несколько месяцев в абсолютном секрете: постановщик — режиссер купаловского театра Владимир Щербань, актеры — Анатолий Кот, Светлана Аникей, Николай Прилуцкий, Андрей Савченко, Яна Русакевич, Михаил Зуй. Показали один раз, в форме открытой репетиции, без традиционного театрального оформления. Больше показывать не будут.

Больше года назад впервые в Минске была озвучена идея создания Центра современной драматургии и режиссуры. Тогда это вызвало переполох в театральном мире, споры и дискуссии. Мало кто верил в эффективность и необходимость этой идеи в современном белорусском обществе. Большинство склонялось к тому, что объединение умрет в зародыше так и не продемонстрировав серьезных результатов. К сожалению, белорусская реальность, костная и ориентированная на прошлое политика культурных ведомств, отсутствие средств на культуру – все было на стороне скептиков. В конце прошлого года Центр инициировал проведение в Минске уникального международного фестиваля современной драматургии «Открытый формат» и утих.

Новый ход стал закономерным. Отныне объединение объявлено театральным мифом и тайным обществом. Режиссеры и актеры минских театров, заинтересованные в развитии нестандартной драматургии будут создавать спектакли «для себя», работая бесплатно. Билеты на такие спектакли продаваться не будут. Попасть на них можно будет по личному приглашению, через фэйс-контроль. Андрей Курейчик утверждает, что организаторы также будут идти навстречу всем зрителям, обратившимся в Центр и желающим побывать на подпольных постановках.

Новый театр хорош тем, что его нельзя закрыть - официально он и не открывался. Его премьеру нельзя отменить, потому что предварительно ее не видит никто, в нем невозможны ни цензура, ни худсовет. Его нельзя удушить финансово: создатели спектаклей – ведущие режиссеры и актеры лучших минских театров, которые зарабатывают деньги в официальных театральных структурах, - реализуют в нем проекты, которые невозможны в рамках их работы. Такой театр становится практически неуязвимым, он может показать спектакль абсолютно любого содержания и уничтожить практику запретных тем.

О новых постановках «подпольщиков» можно будет узнать из афиши «ЭН».

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о