«ЛОХОТРОН» ОПТОМ И В РОЗНИЦУ

Все мы выглядим смешно в глазах людей, давно превысивших в своем сознании «предельно допустимую» концентрацию цинизма, абсолютно и непоколебимо убежденных – «деньги не пахнут». Однако их возмутительная уверенность, что «пипл все схавает», просто-таки требует от всех нас действенного проявления уважения если не к себе, то хотя бы к тому, кто придет после.

Это тем более важно, поскольку количество граждан, руководствующихся в своей «общественно-полезной» деятельности тем немногим, что осталось у них от такого «предрассудка», как совесть, увеличивается в весьма неблагоприятной для общества пропорции.

Однажды со знакомым мастером мы покупали на рынке расходные материалы для замены смесителя. Оставалось купить 3 шурупа с дюбелями.
– Меньше десяти штук не продам – бесцеремонно заявила продавщица. Тон был вызывающим.
– Ничего не слышал о подобных правилах торговли. Но почему-то уверен, что продадите, – неожиданно для самого себя ответил я. – Предлагаю на выбор: либо вы делаете это по прямой обязанности сейчас, либо через 15 минут в присутствии директора рынка.
Надо отдать должное авторитету администрации – все вопросы моментально отпали сами собой.
Бывают случаи иного рода. Представьте картину: вы покупаете в государственном магазине баночку растворимого кофе Nescafe. Приходите домой, ставите на плиту чайник, открываете банку и обнаруживаете там... «Геркулес» типа «Овсянка, с-э-э-р»!

Разбирательство с участием Общества защиты прав потребителей, куда обратилась гражданка, купившая «продукт», привело к парадоксальному для здравого смысла открытию. «Кофе» был поставлен местным ООО, имеющим лицензию на фасовку завозимого из-за рубежа кофейного порошка. А согласно закону, такое предприятие считается производителем, что дает ему право быть «представленным в ассортименте», в том числе и в государственной торговой сети!

Как пояснили специалисты Госстандарта и сектора пищевой промышленности Госнадзора, либерализация правил торговли на рынках, ставшая результатом ряда забастовок местных торговцев и «плодом» найденного компромисса в части снижения количества всевозможных справок, бумаг, разрешений и т.д. обернулась другой проблемой: массовым потоком «левой продукции» на рынки города. Практически все типы и виды стиральных порошков, зубные пасты, чай, кофе – все это продукт «интеллектуального творчества» людей, «не боящихся Бога», ошибочно уверенных, что в подобном «веселом» розыгрыше (даешь ежедневное 1 апреля!) нет ничего аморального. Сколько, мол, трудов вложено, чтобы «слепить... конфетку»!

Способов отослать покупателя куда подальше – масса! Если вдруг на упаковке товара вы обнаружите ссылку на несколько хозструктур одновременно, будьте осторожны – скорее всего, вам подложат свинью. Вот, например, какие «ссылки» предлагает покупателю крем для бритья «Спорт». Впрочем, кремом этот жидковатый мыльный раствор назвать довольно трудно (орфография оригинала): «Изготовлено ООО «Лаборатория качества» (само название звучит издевательством – прим. авт.). Республика Беларусь, 222210, Минская обл., г.Смолевичи, 3-3, 44-808.

– Официальный дистрибутор в РБ ЗАО «ИгтерАктивГрупп» 220033, Минск, ул. Ботаническая, 5а-503, 285-25-13.
– Распавсюджуеться: ТОВ «Интерактивпiвдень». Украина, 03142, Киiв, вул. Ак. Кримського, 4а-338, 459-55-52».
Как вам такой «ход»?.. Не позавидуешь человеку, который возьмется искать «крайнего» – то бишь, ответственного за качество – в этой «куче».

ПО ЧЕРНЫШЕВСКОМУ: КТО ВИНОВАТ...

Не стоит терзаться выбором перед заставленной доверху стеклянной витриной павильона на Комаровском или любом другом рынке: разницу во вкусе и запахе представленной здесь чайной продукции сможет почувствовать либо человек с непробиваемым хроническим насморком, либо законченный пижон. Все «Ахмады», «Нури», «Явы» решительно одного вкуса и безо всякого сколько-нибудь ощутимого запаха. А ведь когда заваривали доброй памяти первосортный грузинский чай № 36 (не говоря уже о старых «Трех слонах»), аромат плыл по всей квартире.

Операция по «сравнительно честному отъему денег у населения по О.Бендеру» в чайном бизнесе делится на несколько этапов. Этап номер один: приоритет первого посредника, «официального фасовщика» – отсыпание из каждой емкости, в зависимости от степени жадности, 10-20% содержимого, с восполнением объема отходами производства низших сортов. Прибыль, таким образом, сразу увеличивается без малого на 15%, причем безо всяких ввозных пошлин. Изъятая часть идет в дорогие магазины, где «чистый эксклюзив» продается по цене вчетверо (!) дороже, чем его рыночный вариант (нетрудно подсчитать: «левая» выручка составит около 60% от стоимости ввезенного товара!).

После первого «этапа» в заварном чайнике еще можно было бы что-нибудь унюхать, если бы не этап второй: приоритет посредника №2 – отсыпание очередных 15-20% содержимого с аналогичным весовым восполнением. Здесь в ход идут мелкие камешки, стебельки, веточки. Если вид полученного продукта уже не позволяет «разбавить» его очередной порцией суррогата, а также, если речь идет о посреднике, получающем товар в уже расфасованном виде – изъятие компенсируется весовой «накачкой» оставшегося содержимого посредством «парового эффекта» (взвешивать бесполезно – 100-102 грамма – как в аптеке!).

Последний способ имеет очень существенный минус – упаковка будет заполнена не полностью, что может вызвать ненужные вопросы недоверчивых покупателей. Особо «въедливые» могут обнаружить и другую мелочь – хорошо заметную кустарную склейку пакета. О запахе и вкусе окончательного продукта говорить нечего.

Именно такая упаковка и попалась мне, когда я отправился в привычный киоск на Комаровке за зеленым чаем. До поры до времени охотники погреть руки «на липе» не добирались до простого китайского крупнолистового чая подобного вида и, несмотря на наличие в продукте ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург, Тобольская, д.3) некоторого количества упомянутого выше «балласта», качество было вполне сносным.

На сей раз несколько насторожила целлофановая обертка, чего прежде на 100-граммовых коробках этого чая не наблюдалось, а после вскрытия – подозрительно «худой» герметичный пакет. Когда содержимое было пересыпано в специальную, герметично закрывающуюся банку, неожиданно обнаружилось, что емкость наполнена не до самого верха, как обычно, а сантиметра на два ниже.

«Лабораторный эксперимент» со всей очевидностью засвидетельствовал – полученная в результате заваривания желтоватая жидкость – на что потребовалась двойная доза продукта – ничем чай не напоминает. Получив веское свидетельство о вскрытии пакета и влаго-термической обработке содержимого, я отправился в тот же киоск, где купил вторую упаковку того же чая, однако на сей раз потребовал товарный чек, на котором значились данные его «визави»: имя продавца, далее следовал УНН и другие детали.

Вскрыв коробку и убедившись, что содержащийся в ней пакет имеет уже знакомые внешние признаки, включая помутнение зеркально-серебристого покрытия в месте склейки, ее «плавающую» ширину и прочие «вещдоки», немедленно отправился в администрацию рынка, где нашел понимание и содействие в лице представителя контрольно-ревизионного отдела Сергея Тельнова. Точка была подвергнута проверке, причем я был удивлен тем фактом, что, оказывается, и здесь обязательно должна наличествовать «Книга жалоб и предложений». Мне немедленно возместили ущерб в размере стоимости обеих упаковок, а предприниматель был вызван на заседание комиссии по аренде на предмет целесообразности продления договора.

...И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Ряд последовавших бесед с чиновниками Госстандарта, пожелавших избежать ссылки на свои фамилии, показал: контролирующие органы практически утратили простые и действенные рычаги воздействия на ситуацию, как это было во времена ОБХСС. Продавец вправе отказаться называть поставщика товара. Максимум, что ему грозит, – крупный штраф, лишение лицензии и места на рынке, что, разумеется, вполне восстановимо, особенно, если учесть соответствующую благодарность «прикрытого» поставщика, весьма заинтересованного в сохранении тайны.

Однако даже таких мер достаточно, чтобы заставить продавцов обращать внимание не только на ценовые условия покупки опта под реализацию, но и на качество товара, что сегодня ими практически не контролируется. Главное – требовательность и последовательность покупателей, знание ими прав потребителей. Мало кто, например, знает, что срок, в течение которого можно обменять обувь, «берет старт» не с момента покупки, а с календарного начала сезона, соответствующего виду обуви.

СПРАВКА «ЭН»:

«Ассортимент» неприятностей, которые может обеспечить обманутый или неудовлетворенный качеством товара (или обслуживанием) покупатель «неправильному» продавцу, косвенно иллюстрируется списком телефонов, вывешенных, – если речь идет о Комаровке – на входе и возле каждых контрольных весов:

Отдел администрации Комаровского рынка - 232-52-36.
Главное управление потребительского рынка – 200-12-57.
Белорусское и Минское общества защиты прав потребителей – 226-84-21; 226-63-16; «горячая» линия – 226-72-90;

Здесь же, кроме телефонов нескольких других служб, указан номер кабинета специалиста по защите прав потребителей в административном корпусе рынка – № 28.

1
Оставить комментарий

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Коля

Купил в автосалоне АВТОМИР автомобиль. Попал на полный развод, после подписания акта выполненных работ подменили счет на большую сумму.
Сделку оформили на левую фирму с адрессом в другом конце города.
Напортачили со страховкой ОСАГО — вбили чужой гос номер, страховка Автокаско оказалась в рассрочку типа в подарок, техосмотр выбивал с них два месяца.
АВТОСАЛОН автомир ПОЛНОЕ КИДАЛОВО !