ДЕТСКИЕ СТРАХИКоллекция фобий человека создается… его родителями

Мальчик испытывал страх перед Бабой Ягой и темнотой. Жуткая боязнь мешала спокойному мировосприятию. Родительская реакция на развившуюся фобию сводилась к фразам типа «ерунда все это, Бабы Яги нет, а значит, некого и бояться». На мальчика подобные вливания успокоительного не действовали, поэтому он категорически отказался от участия в новогоднем утреннике в детском саду…

По сценарию, в разгар праздника из темноты должна была появиться Баба Яга, чтобы помешать веселью, но проиграть поединок с Дедом Морозом. Родители заверили мальчика в безопасности для него такого развития событий. К тому же с ним рядом будет родной брат. Когда Баба Яга капитулировала и зажегся свет, мальчик уже был мертв...

Страхи можно поделить на две основные категории – социальные и природные. Первая группа формируется под воздействием собственного опыта контакта с объектом страха. Например, укус собаки способен спровоцировать боязнь четвероногих впоследствии. Ответственность за содержание второй группы страхов лежит на родителях. Причем многие этого даже не подозревают.

Страх может передаваться на генном уровне. Порция родительских страхов уже содержится в еще формирующемся плоде ребенка. Существует также эмоциональная связь между ребенком и матерью, она позволяет страхам беспрепятственно проникать в любое маленькое тельце в процессе беременности. Материнский испуг, волнения, переживания передаются еще не родившемуся ребенку. Есть такое понятие - «родительский сценарий». В одной семье на протяжении нескольких поколений погибал первенец. Он либо умирал во время родов, либо рождался больным и не доживал до 16 лет. Этот страх родить мальчика, который обязательно умрет, передавался еще не родившемуся ребенку на генном уровне. И все происходило по намеченному сценарию. В другой семье на протяжении нескольких поколений женщины почти всегда рожали только девочек, причем мужчины в семье долго не задерживались - они погибали или уходили. Женщина, как запрограммированная, однозначно ожидает девочку, но… у нее мальчик. В таких случаях внутриутробно меняется пол ребенка, или рождается мальчик, который всю последующую жизнь не чувствует себя мужчиной.

Большой процент страхов создают физические и моральные наказания, запреты и требования в грубой форме. Отсюда, кстати, возникает странная боязнь сказочных героев. Волк, Кащей, Баба Яга – это завуалированные образы родителей, воспроизводимые детьми на их собственном языке. Волк – это жесткий отец, который угрожает физическим наказанием ребенку, Баба Яга – строгая мать. Ребенок любит родителей, и через них учится понимать и воспринимать мир, поэтому не может на них злиться. Для него признать родителей несостоятельными – это отречься от мира и умирать как эмоционально, так и физически. Во избежание этого он придумывает образы. Ребенок говорит: «Какая плохая Баба Яга». Но на самом деле это означает: «Как мне плохо с этой мамой». Если ребенок думает: «Как наказать Волка? Как наказать Кащея?», значит, хочет что-то изменить в отношениях с отцом. Если страх не получает своего разрешения, он будет повторяться, приобретать более угрожающие формы. Боязнь Бабы Яги для мальчика, например, выльется в боязнь строгих женщин, невозможность строить отношения с женщинами, которые даже выглядят строго с его точки зрения.

Иногда страхи вынуждают детей портить игрушки. Например, из-за боязни кого-то мохнатого, непонятного, бесформенного они стригут своих кукол или медведей наголо. То есть пытаются избавиться от страха, изменив внешний вид игрушки. Как можно на это реагировать? «Ах ты, пакостник, мы игрушки тебе покупаем, а ты их портишь!» То есть впихнуть в ребенка еще один страх, который позже найдет свое воплощение в критических ситуациях.

САМАЯ НЕПРОЧНАЯ ВЛАСТЬ

Желание взрослых силой или запугиванием заставить ребенка что-то съесть, что-то сделать или, наоборот, чего-то не делать, также формирует в детях фундамент будущих серьезных проблем. Власть страха – это самая легкая власть, но в то же время самая непрочная. Рано или поздно человек, живущий в страхе, начнет бунтовать. Родителям необходимо самим искать другие подходы, тратить время на то, чтобы ребенок, например, поел.

Однако многие родители не обременяют себя словесной формой воспитания, используя целый арсенал физических средств воздействия, иногда даже в целях профилактики. И опять пичкают ребенка большой порцией страхов. Вначале у детей возникает страх быть отвергнутым, нелюбимым, потом - страх смерти. И неудивительно увеличение подростковых суицидов. Ребенок думает: «Я никому не нужен, я ничто. Зачем я сюда пришел? Со мной делают, что хотят. Я могу сам сделать с собой все, что угодно, уйду. Защиты у меня нет. Даже самым близким людям, родителям, я не нужен».

Страх смерти возникает у детей и в благополучных семьях. Все люди переживают его, именно эта фобия - источник формирования самих страхов. Боязнь высоты, боязнь машин, боязнь физической боли – это видоизмененный страх смерти. Ребенок еще до рождения ощущает все, что чувствует его мама. Затем ребенку необходимо выйти в другую среду. Но его появление сопровождается физической болью матери. У новорожденного возникает шок, который он несет всю свою жизнь.

Можно говорить о природе разных страхов у ребенка в зависимости от того, как он появился на свет, – обычным способом, пройдя родовые пути или при помощи кесарева сечения. Те, кто появился на свет при помощи кесарева сечения, будут с большим трудом преодолевать препятствия, постоянно пасовать в каких-то ситуациях. Ребенка раз – и изъяли. Хорошо, если на него не влиял наркоз, и он был в полном сознании. Если у такого человека не будет сформирован внутренний стержень, то есть способность справляться с реальными трудностями, то в будущем может возникнуть предрасположенность или желание получить свой «наркоз» – алкоголь, наркотики. Можно предположить, что возросшее число кесаревых сечений частично объясняет предрасположенность детей к уходу в иллюзорный мир от жизненных трудностей.

ШОК – ЭТО ПО-НАШЕМУ

Ребенок, воспринимая мир через ощущения родителей, способен впитать все, чего боятся его отец и мать в реальной жизни. Вот пример, рассказанный психологами. Мальчику 3,5 года. Гулять на улице весной, летом, теплой осенью с мамой он не может. Как только ребенок видит шмеля или пчелу, начинает биться в истерике. Когда ребенку было 1,5 года, ему рассказывали о пчелах. Он захотел самостоятельно изучить это насекомое и попытался взять пчелу в ладошку. Она его укусила. Маленькая ручка начала распухать. Как выяснилось, у мальчика возникла аллергия. Мать от увиденного была в шоке. Ребенок внимательно отслеживал реакцию мамы, и ее шок передался ему. Это привело к боязни всех полосатых насекомых. Вообще, в большинстве случаев боязнь мышей, тараканов – это или собственный неудачный опыт контакта с ними, или передавшийся страх от родителей. Если ребенок видел, что тараканов, например, боится мама, он пытается себя обезопасить: начинает бояться тех вещей, которые вызывают страх у мамы.

Боязнь насекомых, грызунов может трансформироваться в другой страх. Вначале человек начнет бояться какой-то конкретной комнаты, потом схожих комнат. Один мужчина не мог жить в квартирах, окна которых выходили на северную сторону. Выяснилось, что в детстве в его комнате, окна которой выходили на север, водились тараканы, которых боялась мама. Комната вызывала дискомфорт и у мамы, и у ребенка. В итоге это привело к боязни квартир с окнами на северную сторону. Но пусковым механизмом для этого страха были тараканы.

Способ избавления от страха прямым с ним контактом эффективен лишь для взрослых. Например, можно посидеть в темной комнате и избавить себя от мучающей боязни темноты. Это способ рационального понимания природы страхов. «Я боюсь этого, я должен это сознательно пережить. Что меня пугает? То, что я один, или то, что я создаю каких-то воображаемых чудовищ? Или меня пугает картина в дальнем углу, потому что в темноте она приобретает какие-то ужасающие черты?» Взрослый человек может разобраться в своем страхе и частично развенчать его. Для ребенка все иначе. Он не способен еще рационально мыслить. Один мальчик очень боялся оставаться дома один. Выяснилось, что в 4 года, когда мальчик спал, ему на шею прыгнул сидевший над головой котенок и сильно напугал. Впоследствии, когда ребенок оставался один или когда наступала критическая ситуация, он чувствовал на шее эти когти. Причем, не котенка уже, а какого-то чертика, созданного его воображением, который пытается мальчика задушить. Для ребенка выдуманный образ оказался самым реальным. Он должен был как-то объяснить, что с ним произошло. Вот и объяснил, исходя из своего мировосприятия. Психологи помогли ребенку воссоздать образ котенка. Он понял, что никакого чертика не было, и страх потихоньку стал уходить.

В общем, родителям стоит внимательно следить за поведением своих чад, за формами и методами воспитания, чтобы не напичкать их разными фобиями, да и самим не пострадать от родных детишек впоследствии. Есть такая фраза: «Все мы родом из детства». У психологов она звучит по-другому: «Все проблемы и все достижения - это отголоски нашего детства». Этот период – золотой потенциал: эмоциональный, психологический, физический. То, что родители заложили, и то, что недодали, обязательно отразится на детях в будущем.

2
Оставить комментарий

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Анонимно

Интересная статья. Правда, местами слишком обобщённая. И очень уж жуткий пример в начале 🙁

Анонимно

Пример приведен необоснованный. На самом деле в ст.рассмотрено многообразие форм страхов с указанием наиболее вероятных причин их появления. Импонирует акцент на психологическую природу страхов. Родителям важно иметь предтавление о таких вещах, чтобы адекватно относиться к собственному ребенку в подобных ситуациях и использовать гуманные средства воспитания, а не запугивания, которые могут быть причиной таких нарушений как энурез, энкапрез,…неадекватного представления о взаимоотношениях с разными людьми, в том числе и с самыми близкими и даже препятствовать норомальной самоидентификации в подростничесвте. Исходя из этого, данная тема явно заслуживает внимания.