АРТ-ИТОГИ

Из многочисленных культурных акций, имевших место в течение прошедшего года, сложно было выбрать что-то отдельное – уж очень много всего хорошего могли видеть и слышать белорусы в 2004. Мы все же попытались выделить несколько основных событий, учтя их вес и влияние на дальнейшее развитие культурной жизни.

ОТКРЫТИЕ СХТ

25 сентября о своем уверенном существовании заявила новая творческая формация, уникальная по своей программе для тихой Беларуси, – Современный художественный театр. Для премьеры была выбрана «Мещанская свадьба» Бертольда Брехта в постановке Михаила Лашицкого. В самом конце года, 18 декабря, театр представил еще одну премьеру: «Двенадцатую ночь» Шекспира играли исключительно мужчины под руководством режиссера Кати Огородниковой.

По театральным меркам 3 месяца - совсем небольшой перерыв между премьерами. Режиссера Катю Огородникову пришлось вызванивать несколько дней, переносить встречу. В итоге короткий разговор, длиною в выкуренную сигарету, состоялся на лестнице театра в 10 часов вечера. Это время оказалось свободным перед началом репетиции, которые несколько недель проходили в СХТ по ночам.

- Сложный ритм?
- Мне проще - я занимаюсь одним делом. Хуже актерам. Днем они работают в своих театрах, ночью репетируют у нас.

- Почему "Двенадцатая ночь"?
- Произведение очень веселое. Полное название пьесы "Двенадцатая ночь, или Что угодно". Это уникальная комедия обманов, самообманов, иллюзий и заблуждений. Шекспир написал ее специально к последней рождественской ночи.

- Какие неожиданности?
- Живой звук - актеры сами сочиняют музыку и играют на музыкальных инструментах: фоно, аккордеон, саксофон, труба, ударные. Кто-то учился, а кто-то освоил ноты прямо на репетициях.

- Аналогии?
- Ничего нового. Мы возвращаемся к традиции. Передо мной появился материал Шекспира, в котором все роли играли мужчины, а потом решение воплотить пьесу в первоначальной авторской манере.

- Прогнозы?
- Невозможно просчитать. Сейчас мы настолько находимся внутри спектакля, что нет времени отвлечься и оценить работу со стороны. Все решится в ту секунду, когда актеры выйдут на сцену. Я думаю - рискуем. Форма для нашего зрителя новая и неожиданная.

- Воспитывать вкус.
- Это сложно. Исторически белорусский театр очень молод - у большинства людей еще нет осознанной потребности в нем. Все началось только в начале 20-30-х годов XX века. Для того чтобы сформировалась необходимость ходить в театр, нужно время. У нас все пока сводится к личному восприятию - в детстве ребенка сводили на какой-нибудь ужасный спектакль, и на всю жизнь со словом «театр» у него связаны негативные эмоции. Надо делать хорошие постановки.

- Твой театр?
- Любая форма, которая меня трогает. Тонкий драматический театр, пластический театр, буффонада - главное, чтобы это не было грубо и безвкусно. То, что хочется делать именно сейчас, - драматическая клоунада: яркий гротеск, карнавал, игра, детская мечта. Я обожаю Полунина.

МОЛОДЫЕ РЕЖИССЕРЫ

Кроме премьерного показа нескольких новых работ студии «Беларусьфильм» и ряда разнокалиберных фестивалей, одним из самых важных событий локального кинематографа в прошедшем году стал показ дипломных работ выпускников отделения кинорежиссуры Белорусской академии искусств. Акция прошла в кинотеатре «Победа» 5 ноября.

Режиссеров кино в Беларуси выпускают с дефицитом: один раз в 7-8 лет. Нынешний курс еще при жизни набирал небезызвестный Пташук. Всего семь: единственная девушка Людмила Дубровская, Максим Субботин, Александр Кананович, Дмитрий Лось, Андрей Голубев, Евгений Сетько и Денис Скворцов.

После часового вступления и официальных визитов на сцену - шесть фильмов по 20-30 минут каждый. Отличился только Александр Кананович, взявшийся за полнометражную ленту, работа над которой еще не закончена. После просмотра - необратимое ощущение, что единственная экзистенциальная тема белорусского кино неистребима, а картинка надолго останется в цветах хаки. В этом кино будут делить на своих и чужих, партизанить и воевать не один десяток лет. И если Кудиненко бросил этой теме вызов своей "Оккупацией", то ученики Пташука пока движутся в сторону партизанской классики "Беларусьфильма" 70-80-х. Из шести фильмов, снятых еще молодыми режиссерами в 2004 году, пять - о войне или около нее. Изменилась только техника: появились свободная камера и компьютерная графика, кое-где - насыщенный цвет. Сама же война настолько угнездилась в гримерках и коридорах национальной киностудии, что новой генерации проще пользоваться изобилием атрибутики и историческими штампами в своем, пока еще некоммерческом, творчестве, нежели выдумывать собственные оригинальные сюжеты. Единственная антимилитаристическая лента Максима Субботина "О пропавших без вести" и экзистенциальная картина Людмилы Дубровской "Дикие звери мира" немного выбивались из шестерки. Сценарий к первому фильму переработан из старого фантастического рассказа Джека Финнея, второй - хоть и на общую тему - снят в духе "Венка сонетов" Валерия Рубинчика.

СОЗДАНИЕ ФОТОСОЮЗА

25 августа после нескольких месяцев мытарств был наконец-то зарегистрирован «Белорусский союз фотохудожников» . В него вошли 179 лучших фотографов страны. Председатель фотосоюза Вадим Качан: «В планах организации - проведение выставок, создание собственной галереи и альтернативной школы фотографии. 28 декабря состоится заседание, на котором будет спланирован график работы объединения на ближайшее полугодие. Во всех областных центрах запланированы фотографические выставки. Также фотосоюз проводит ряд конкурсов, в которых может принять участие любой человек, знакомый с фотокамерой».

АУКЦИОНЫ PARAGIS

В прошедшем году продажа предметов современного искусства стала ординарным занятием в Беларуси. Третий аукцион дома Paragis состоялся в Театре белорусской драматургии 26 декабря.

Такие акции стали реальностью благодаря профессиональной организации по проведению аукционов – антикварно-аукционному дому Paragis. 31 марта в Минске прошел первый подобный аукцион, темой которого было избрано современное искусство. В Малом зале Дворца Республики на продажу была выставлена живопись, графика, скульптура и фотография, созданные руками белорусских и зарубежных мастеров.

Как бы со стороны ни казалось, что аукционы - это развлечение для богатых, ценность работы дома Paragis неоспорима. В первую очередь, она заключается в пропаганде белорусского искусства и, что самое интересное, – у себя на родине. Многие работы наших мастеров уходят в частные европейские коллекции, так и не успев стать известными местному кругу любителей и профессионалов. Художник не успевает закончить картину и осознать, что же он сам наделал, как эту работу покупают и вывозят за границу. Естественно, отлаженно работает черный рынок, который отбирает лучшее, а заодно оставляет «с носом» и незаслуженно низкими гонорарами самих творцов. Аукционный дом стал важной ступенькой на пути к созданию цивилизованного рынка произведений искусства. Демократичность отбора независимых экспертов обеспечивает известность не только опытным художникам, но и совсем молодым авторам. Происходит формирование цен на предметы искусства.

ШАГАЛ И САРЬЯН

В Национальном художественном музее впервые прошла выставка, на которой было собрано 37 театральных эскизов Марка Шагала. Среди них: росписи "Еврейского камерного театра", работы для спектаклей по пьесам Шолом-Алейхема и к балетам "Жар-птица" и "Дафнис и Хлоя". Экспозицию искусствоведы в один голос назвали уникальной. Театральные эскизы Шагала еще никогда и нигде не выставлялись. Все 37 работ в Беларусь были привезены из Франции, из собрания внучек художника. Выставку открыла внучка художника Мерит Мейер-Грабер.

Сразу после этого в музее открылась экспозиция великого армянского художника Мартироса Сарьяна. Его работы были показаны на отдельной выставке в Беларуси впервые.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о