ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ-2004: кнуты стали жестче, а пряники слаще

Каждый уходящий год по-своему неповторим для страны в целом и для отдельного человека в частности. Его нельзя вырвать из памяти, как последний листок календаря. Хотя бы потому, что он будет определять развитие событий не только года наступающего, но и, скорее всего, многих последующих лет.

Что же сулят нам вехи 2004 года, который как в экономическом, так и в политическом плане был для Беларуси весьма и весьма неоднозначным. Парадоксов и шарад для нашей малой и неокрепшей экономики было предостаточно.

Создается впечатление, что вся страна в едином порыве шла на рекорд. Тут, правда, стоит отметить, что 2004 год был за последние 20 лет самым благоприятным в мировой экономике. Выполнение почти всех запланированных показателей неминуемо свидетельствует о приближении к некой финишной прямой. Один только рост ВВП более чем на 10% чего стоит. Большинство серьезных экономических решений и событий нашли свое отражение на наших страницах. Сегодня же для наших читателей мы попытаемся остановиться на самых значимых.

«Газовая блокада»

Россия по-прежнему доминирует в экономических делах Беларуси. Самым ярким свидетельством стало 18 февраля 2004 года – день, когда «Газпром» полностью прекратил поставки газа в Беларусь, а также его транзит по территории нашей страны. Причина: «Белтрансгаз» без объяснений ограничил поставки газа на границе с Польшей и Литвой, начав несанкционированный отбор топлива. Хотя «Газпром» предупреждал, какой будет реакция на подобные действия. И свое предупреждение воплотил в жизнь. Газ перестал поступать не только через распределительные сети «Белтрансгаза», был также полностью отключен транзитный газопровод Ямал-Европа. Потребители в Латвии, Литве и Польше перевели свои сети на резервные источники после того, как давление в их газопроводах упало.

И хотя газа в трубе не было всего 20 часов, отношения с восточной соседкой были существенно «отравлены», а глава государства грозился «провести инвентаризацию белорусско-российских отношений». По сути, все происходящее в этот момент означало окончательное крушение иллюзий о реальной интеграции двух стран.

Похороны банкротства

Белорусская экономическая политика приобрела несколько неэтичный характер после изменения законодательства о банкротстве. С 19 мая 2004 года окончательно вступил в силу Указ президента № 508 от 12.11.2003 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)». Теперь государство взяло на себя функции не только регистрации, но и банкротства и ликвидации бизнеса. Реально можно констатировать «смерть» важнейшего рыночного института – банкротства. Государство вмешалось в отношения «кредитор-заемщик», поставив между ними стену в виде чиновников.

Да, формально институт банкротства никто не отменял, просто теперь эта процедура не может быть начата без разрешения исполкома. В первую очередь, это коснулось 131 юридического лица и индивидуального предпринимателя, которые имели лицензию на работу в качестве антикризисного управляющего. По большинству критериев этих людей можно было отнести к элите белорусского юридического и экономического менеджмента. По идее, антикризисные управляющие должны были стать важным элементом для создания адекватного информационного поля для бизнеса, для защиты права собственности кредиторов и акционеров. Через процедуру банкротства можно было провести реструктуризацию реального сектора и привлечь в страну серьезных инвесторов.

Однако поскольку белорусская экономика на 80% состоит из государственных предприятий, выполнять 16 прогнозных показателей, давать прирост ВВП на 10%, работая на бюджетных деньгах и в рамках госсобственности, и одновременно объективно показывать картину финансового состояния активов того самого госсектора нельзя. Именно по этой причине решено было уничтожить сам институт банкротства.

Право на вмешательство

Особое право управления на предприятиях любой формы собственности («золотая акция») вступило в силу 5 июня, согласно Указу президента № 125 от 1.03.2004 года «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами». Этот документ, несмотря на то, что разработчики видят в нем только лишь плюсы, поставил под угрозу право собственности во всех ранее приватизированных предприятиях. Действительно, в мире «золотая акция» давно применяется, но, во-первых, в стратегически важных отраслях экономики, определяемых правительствами стран, а во-вторых, лишь как ограниченное и исключительное средство вмешательства государства в деятельность частных компаний. А Европейский суд вообще признал его использование противоречащим принципу свободного движения капитала в Евросоюзе. «Золотая акция», ставшая еще одним рычагом административного давления, существенно повлияла на снижение и так не очень высокого инвестиционного рейтинга Беларуси. На самом деле это был удар по самому слабому месту экономики нашей страны.

НДС – конец Союзного государства?

Самым важным событием уходящего года стал переход на взимание НДС по стране назначения в торговле с Россией. Соглашение вступит в силу с 1 января 2005 года. Да, в течение первых 12 месяцев Беларусь может выиграть на этом около 200 млн долларов. Однако не следует забывать и про оборотную сторону медали.

Процедура возврата НДС в Беларуси станет еще сложнее и длиннее. Сбор необходимых документов, в том числе из России, проверка их местными налоговыми органами – на все это потребуется очень много времени. В результате появится новый рынок услуг – ускорение процедуры возврата НДС при торговле с Россией. Обычные люди будут месяцами выстаивать в очередях право на возврат своих денег. Большие компании, приближенные к власти, будут иметь еще одно конкурентное преимущество.

Отныне россиянам придется сразу же платить 18% НДС в бюджет, причем «живыми деньгами». Потребители в 2005 г. могут столкнуться с тем, что российские товары в Беларуси, равно как и белорусские товары в России, станут дороже. Соответственно, торговый оборот в среднесрочной перспективе может сократиться.

P.S.

Белорусская номенклатура спокойно может встречать приближающийся Новый год – она укрепила свои позиции во всех секторах экономики. Использовав для демонстрации «белорусского чуда» 200-300 крупнейших предприятий страны, в которые вкладывались дешевые ресурсы и деньги, остальных заставили искать пути для выживания.

В уходящем году государственные органы приняли сотни нормативных актов, которые были призваны улучшить жизнь людей. Коснулось это, правда, далеко не всех. Если бы подобные льготные условия были бы созданы для малого бизнеса, то в стране и в самом деле могло бы случиться экономическое чудо. Не случилось.

В 2004 году Беларусь так и не получила суверенного кредитного рейтинга. Мы остались в десятке самых несвободных стран мира и не вошли в сотню самых конкурентоспособных экономик планеты. По индексу доверия кредиторов мы опустились на неприличное 153-е место. Беларусь совершила самое большое снижение по индексу восприятия коррупции (с 53-го места в 2003 году на 74-е в 2004). По уровню жизни мы на сотом месте. Беларусь в 2004 году так и не стала страной гордых собственников…

Автор выражает благодарность экономисту Я.Романчуку за помощь при подготовке материала.

Оставить комментарий