САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР

Согласно статистическим исследованиям, из 100 белорусских семей лишь в трех есть видеокамера. Для большинства наших соотечественников она остается ненужной вещью или же непозволительной роскошью.

Но, согласитесь, неплохо иметь дома свой собственный видеоархив. Чтобы через энное количество лет сесть всей семьей перед телевизором и вспомнить молодость. Статичные фотографии – все-таки не то.

А может, в вас живет нераскрытый Феллини или Спилберг? Ведь путь в большое кино начинается именно с любительской видеокамеры. Так что пока в вас окончательно не погиб режиссерский талант, а все интересное в жизни прожить еще не успели, купите видеокамеру.

Техника прошлого

Но прежде чем за ней отправляться, стоит кое-что узнать об этой технике. Ну хотя бы то, что она бывает аналоговой и цифровой. Нетрудно догадаться, что качество, как и стоимость, выше у последней. Впрочем, отрадно, что с каждым годом видеокамеры, как и вся остальная техника, морально устаревают, отчего цены на них снижаются. Цифровая видеокамера по своей стоимости уже не так далека от потребителя, как была несколько лет назад. Сейчас ее счастливым обладателем можно стать даже с 440 долларами в кармане. Для сравнения: аналоговые камеры стоят от 280 долларов.

Аналоговые камеры бывают VHS-, VHS-C-, S-VHS-C-форматов. Самые первые и простые камеры – VHS-формата (что расшифровывается как «домашняя видеосистема»). Они записывают изображение на обычную видеокассету, которую потом можно просмотреть на обычном видеомагнитофоне. Правда, за это удобство приходится расплачиваться невысоким качеством изображения, которое еще заметно ухудшается при каждом переписывании кассеты, а также большими размерами и весом. В общем, таскать такие камеры с собой в поездке или на экскурсии – дело неблагодарное и утомительное.

Для этих целей больше подойдут камеры VHS-C-формата. Они не так тяжелы и более компактны, потому что пишут на маленькую кассету (с шириной пленки, как в обычных видеокассетах – 12,6 мм), которую потом с помощью специального адаптера можно просмотреть на обычном видеомагнитофоне.

Камеры в формате S-VHS выдают более высокое качество записи и даже стереозвук. Но габариты у них далеко не туристические. Наверное, поэтому и были созданы S-VHS-C-камеры, то есть компактный вариант S-VHS.

Цифровое настоящее

Вообще же, эти форматы – пережиток прошлого, и не за горами то время, когда они, вытесняемые новинками, станут такой же архаичностью, как, например, черно-белый телевизор. Впрочем, под натиском цифровых камер наверняка сочтены дни и компактных камер формата Video8 и неплохих по качеству изображения и звука камер Hi8.

Судите сами: если VHS, C-VHS и Video8 обеспечивают разрешение изображения лишь до 280 телевизионных линий (ТВЛ), формат Hi8 - до 400 линий, то цифровые камеры – более 500. Телевизионный же кадр PAL-стандарта содержит 576 активных строк. Так что можете прикинуть, какое примерно вы будете получать изображение, записанное той или иной видеокамерой.

Вывод напрашивается сам собой: цифровые форматы mini-DV, Digital 8 и micro-MV вне конкуренции. Они еще новички на рынке, но с каждым годом своими преимуществами привлекают к себе все больше и больше покупателей. Кроме отличного качества изображения, которое не теряется с каждой последующей копией, они хороши тем, что малы по габаритам, могут быть использованы в качестве цифрового фотоаппарата, совместимы с компьютером, на котором можно делать монтаж отснятого материала или сбросить запись на CD. Кроме того, такие камеры имеют и специальные аналоговые входы, благодаря которым можно произвести оцифровку аналогового изображения.

Смотрите в оба

Описание технических характеристик видеокамеры для непосвященного человека – дремучий лес. Фокусное расстояние, люксы, фильтры и разные прочие термины могут многое рассказать о камере. Но они больше важны для профессионалов. Любителям просто побаловаться с камерой стоит обращать внимание на самые основные характеристики техники. Например, на оптическое и цифровое приближение объектов (он же zoom и трансфокатор). Из них двоих важнее коэффициент оптического zoom`а – он колеблется от 10 до 24. И не стоит гоняться за большим значением оптического увеличения: чем оно больше, тем хуже качество изображения. Поэтому часто в дорогих камерах оно не больше 10.

Цифровое увеличение обычно измеряется трехзначными цифрами, но практической пользы от него мало – заметно страдает качество увеличенного изображения.
Хорошо, если в камере, кроме автоматики, предусмотрена возможность ручной регулировки настроек, особенно баланса белого. По мере роста вашего видеомастерства это пригодится.
Обратите внимание на ПЗС-матрицы (приборы с зарядовой связью). Ориентироваться здесь просто: три ПЗС лучше одного, ну а больший размер матрицы, который измеряется в дюймах, лучше меньшего.

В цифровой камере должен быть еще и DV-выход/вход. Это цифровой интерфейс, который дает возможность снимать информацию с камеры. С DV-выходом обычно проблем не бывает, а вот такой вход в камерах встречается реже.

Баловство, да и только

ЖК-экраны несомненно удобны для визирования изображения во время съемки и для его последующего просмотра. Но стоят лишних денег. Хотя в последнее время трудно найти камеру без такого экранчика.

Занимательно побаловаться и с цифровыми эффектами: поместить стоп-кадр внутрь другого кадра, смикшировать, поснимать в режиме «цвета старых фотографий» или вывести титры. Но это только в начале вашего операторского пути. Потом на собственном опыте поймете, что эти навороты лишь отвлекают от самой съемки. Куда лучше сделать хорошую запись, а уж потом над ней поэкспериментировать. Если это цифровая камера - то на компьютере, если аналоговая - во время перезаписи миникассеты на обычную. Ведь спецэффекты, примененные во время записи, необратимы. А вдруг они окажутся неудачными? Придется их «резать по живому» - удалять вместе с кадром.

Многие производители укомплектовывают свои видеодетища разными дополнительными возможностями: режим ночной съемки в цвете, инфракрасная подсветка и т.п. Но при выборе камеры на их наличие стоит обращать внимание меньше всего. Это лишь сначала кажется, что цветная ночная съемка круче, чем черно-белая. И лишь поснимав в темноте, вы поймете, что попались на хитрый рекламный трюк: какая разница, какого цвета изображение, если оно в обоих случаях получается плохого качества.

Кроме всех технических характеристик, важно, чтобы камера для вас была просто удобной. Прежде чем покупать, обязательно подержите ее в руках так, как будто что-то снимаете, попробуйте понажимать кнопки. Вес камеры при этом тоже играет немаловажную роль. Хотя это достаточно субъективная характеристика: кому-то удобно работать с легкими камерами, другие же считают, что вес должен быть ощутимым - чтобы рука во время съемки не ходила ходуном.

Необходимые аксессуары

Прежде всего нужно приобрести ультрафиолетовый или Skylight фильтр. Основное его назначение – защитить от царапин объектив видеокамеры. Если ваша новая камера высокого класса, то качество светофильтра может оказать влияние на качество изображения, поэтому его лучше приобрести в фотомагазине, ориентируясь на диаметр объектива, который указывается обычно на защитной крышке. Второй важной покупкой должен стать дополнительный аккумулятор. Покупать его стоит исходя из расчета 60 минут реальной съемки. Не секрет, что производители завышают срок работы аккумулятора, поэтому лучше пользоваться таким правилом: реальный срок работы камеры с полностью заряженным аккумулятором вдвое меньше указанного на этикетке. Вдобавок вам, конечно, понадобится сумка для переноски камеры. Сумок предлагается огромное количество, поэтому выбрать подходящую сразу вряд ли получится.

Оставить комментарий