ИНВЕСТИЦИОННЫЕ СТРАХИ

По данным Международной финансовой корпорации в 1993 году, в Беларуси начали появляться условия для активного развития частного бизнеса. Худо-бедно в стране начала развиваться рыночная экономика. В условиях постоянного бюджетного дефицита республика явно нуждалась в привлечении иностранных финансовых потоков. Но денежные реки в Беларусь не хлынули.

Слишком велик был риск остаться ни с чем. Не избалована Беларусь многомиллионными контрактами и сейчас. Не хотят зарубежные инвесторы делать бизнес в республике. И для этого у них есть масса веских причин.
Погода не шепчет

Инвестиционный климат в стране далек от идеала. Об этом говорят эксперты международных финансовых организаций, представители консалтинговых и страховых компаний. Однако это отрицают белорусские государственные чиновники. Несмотря на массу благоприятных для привлечения иностранного капитала факторов (компактность страны, хорошее географическое расположение, благоприятные природно-климатические условия, высококвалифицированные и сравнительно дешевые трудовые ресурсы, единое таможенное пространство с РФ), потенциальные инвесторы видят определенные причины, чтобы отложить на некоторое время свое присутствие в Беларуси. Глава представительства Международной финансовой корпорации в РБ Иван Иванов утверждает, что для увеличения инвестиций в экономику страны государство должно изменить существующий инвестиционный климат. На первый план выносится повышение политической и макроэкономической стабильности. Причем необходимо не только повысить, но и суметь доказать инвесторам, что эта стабильность будет существовать в стране как минимум 10 лет, то есть тот период, за который инвестор может получить от своих вложений высокую прибыль. И если с политической стабильностью у нас все относительно хорошо, то с макроэкономической пока не очень. Из отрицательных факторов белорусского инвестиционного климата западные бизнесмены особо выделяют недостаточно развитую и не жестко закрепившуюся законодательную базу. То, что «сенсационные» законы и указы в Беларуси появляются с завидным постоянством, знаем не только мы, белорусы, но и они, иностранцы. Не менее важным обстоятельством негативного плана потенциальные инвесторы отмечают высокий уровень коррупции, с которой постоянно борется глава государства, но факты которой постоянно волнуют общественность. За примером далеко ходить не надо, вспомним дело бывшей управделами президента г-жи Журавковой.

Волнует зарубежных партнеров низкий уровень гарантий прав собственности. Во-первых, факты изъятия в пользу государства имущества негосударственных коммерческих предприятий внесудебным путем случались неоднократно, во-вторых, потенциальных инвесторов отпугивает институт «золотой акции», который предполагает особые права государства на участие в управлении хозяйственными обществами. Это значит, что будь у инвестора хоть основной контрольный пакет из 51% акций, хоть все 99,99%, наличие в уставном фонде «золотой акции» позволяет государству иметь контроль над данным АО. Само государство введение «золотой акции» объясняет необходимостью социальной защиты работников АО. При необходимости «золотая акция» может быть введена в случае невыплаты в полном объеме заработной платы в течение трех месяцев подряд, неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса в течение шести месяцев. Кроме того, особое право государства может применяться при "необходимости защиты прав и свобод граждан, обеспечения обороны и безопасности государства, соблюдения его экономических интересов". Вряд ли инвесторы захотят, чтобы государство соблюдало свои экономические интересы за их счет. И Всемирный банк, и МФК неоднократно отмечали снижение инвестиционных процессов в РБ именно по причине введения «золотой акции», прогнозируя вслед за этим снижение темпов экономического роста в стране.

Еще одной составляющей инвестиционного климата Беларуси на данном этапе большинство потенциальных зарубежных партнеров отмечают высокие регуляторные барьеры (см. «ЭН» № 48, С.Скляр «Большие проблемы малого бизнеса»), налоги и таможенные платежи. Те условия, которые создает государство для инвесторов, самим инвесторам кажутся далеко не привлекательными.

Если все вышеуказанные факторы инвестиционного климата Беларуси не будут изменены в лучшую сторону, страна будет долго оставаться в стороне от инвестиционных потоков.

Риск должен быть оправдан, а еще лучше – застрахован

Каким бы привлекательным ни был инвестиционный климат, каждый инвестор старается застраховать свой капитал. Если говорить о Беларуси, то в сложившихся инвестиционных условиях, в условиях отсутствия твердого финансового имиджа, институт кредитного страхования должен стать обязательным. На данный момент самой безопасной формой прямого инвестирования является кредитование, и в Беларуси она является доминирующей. Доля остальных прямых инвестиций в несколько раз меньше, а доля инвестирования в уставной фонд и вовсе составляет 8,4% от всего объема прямого инвестирования. В последнем случае не привлекла инвесторов даже отмена налога на прибыль, таможенные платежи и НДС. Риски были настолько велики, что предоставленные правительством «скидки» практически не повлияли на увеличение инвестиционных потоков. Ко всему прочему, существующие льготы позволяют сэкономить совсем небольшое количество прибыли, и сами инвесторы не считают их основополагающими для привлечения капитала, так что их отмена коренным образом ситуацию не изменит.

Застраховать риски можно, и сделать это лучше у европейских страховщиков, но даже сами страховые компании крайне редко берутся за подобные мероприятия, тем более, если дело касается Беларуси. Основным страховщиком интересов иностранных инвесторов должно выступить само государство, предоставив гарантии стабильного ведения бизнеса, снизив концессионные издержки и создав условия для справедливой конкуренции и стабильных правил игры на внутреннем рынке. Между тем, согласно последнему отчету Всемирного банка об условиях ведения и создания бизнеса в 2004-2005 годах, наша страна по большинству этих показателей находится ниже Литвы, России, Украины, Казахстана, Польши и др.

Резюме

Как правило, потенциальные инвесторы из европейских и азиатских стран переоценивают инвестиционные риски, россияне, наоборот, недооценивают, мол, что я там не знаю и не видел. Действительно, потенциальному инвестору самому достаточно сложно максимально точно оценить сложившуюся в Беларуси ситуацию. Несмотря на массу отрицательных моментов, иностранный капитал в страну все же идет, и тому есть немало достойных примеров. На данном этапе возрастает роль финансовых консультантов, которые помогают двум заинтересованным сторонам реально оценить ситуацию и довести дело до подписания инвестиционного меморандума. Повторюсь, что примеры эффективного инвестирования существуют, и они должны стать показательными для тех, кто пока еще сомневается. Когда подобные проекты будут исходить и разрабатываться непосредственно государством, это будет знаком того, что и Беларусь включила зеленый свет для иностранных инвесторов.

Справка «ЭН»

Доля иностранных инвестиций в экономике РБ не превышает 5-6%. В первом полугодии 2004 года в реальный сектор экономики (помимо банков) было инвестировано 655,4 млн USD, в том числе доля прямых инвестиций составила 431 млн USD. Основная форма прямых инвестиций – кредиты (62,8% от общего объема прямых инвестиций). Прочие прямые инвестиции составили 23,4%, а взносы в уставной фонд – всего 8,4%. Чистое поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики составило в этот период лишь 2,5 млн USD против 53,7 млн USD чистого изъятия в первом полугодии 2003 г. Доля иностранного капитала в уставном фонде белорусских банков составляет 9%.

С 1 января 2005 года будет введено в действие положение об отмене льгот для коммерческих предприятий с иностранными инвестициями, доля иностранного капитала в уставном фонде которых составляет более 30%. Напомним, что ранее они освобождались от уплаты налога в течение 3 лет с момента объявления ими прибыли, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности). Льгота будет действовать только для тех предприятий, которые были или будут зарегистрированы до 1 января 2005 года.

Оставить комментарий