ЛАТВИЯ ПОДЕЛИТСЯ С БЕЛАРУСЬЮ МОРСКИМ ПОРТОМ

24 ноября в Минске состоялись «Дни бизнеса Латвии в Республике Беларусь». Не будет преувеличением сказать, что мероприятие было организовано на славу. Хотя в предложенной вниманию присутствующих программе о своеобразной презентации латвийского морского порта Вентспилс не было сказано ни слова, мало кто сомневался – по «скрытому замыслу» организаторов, суть встречи заключается именно в этом.

Повышенный «статус» в транзитах грузов через порты прибалтийских стран белорусские грузопотоки приобрели после 2000 года, когда Российская Федерация стала довольно последовательно проводить протекционистскую политику в отношении своих портов. Это выразилось в применении различных железнодорожных тарифов при перевозке транзитных грузов по территории России в порты РФ и порты иностранных государств. Причем указанная разница, подталкивающая бизнес сделать выбор в пользу российских портов, сохраняется даже при перевозке по территории РФ грузов третьих стран по прямым договорам с прибалтийскими странами.

В этих условиях объемы белорусских грузов, которые и без того, если пользоваться спортивной терминологией, занимали «призовые места» в транзите прибалтийских портов, вышли на ведущие роли в общих объемах портовых грузооборотов. Например, в Клайпедском морском порту белорусские грузы составили в прошедшем году 22% общего грузопотока; при том, что весь транзит составил 39%. Говоря иначе, Беларусь поставляет на перевалку в порт Клайпеда грузов больше, чем все остальные страны бывшего Союза вместе взятые! На долю российских грузов из указанных 39% приходится всего 9.

В латвийских портах положение схожее. Здесь белорусские грузы составляют около 25% общего объема грузооборота. Следует заметить, что в Латвии, как, впрочем, и в Литве, белорусским компаниям предоставляется тот же режим деятельности, что и отечественным, что, разумеется, способствует развитию деловых отношений. На сегодняшний день в Беларуси действуют более 150 совместных белорусско-латвийских предприятий, а в Латвии на март текущего года таких предприятий было 220. Тесные связи со многими белорусскими предприятиями имеет латвийский холдинг LSF, работающий в сфере обслуживания экспорта Республики Беларусь.

Несколько слов для прессы...

Общие стратегические цели латвийской стороны присутствующим изложил руководитель латвийской делегации Олег Степанов (LSF Holding): «…Ведется дискуссия с правительством Беларуси, концерном «Белнефтехим», Министерством экономики, Министерством транспорта и коммуникаций о стратегическом партнерстве. В ближайшем будущем мы надеемся перейти от дискуссии к процедурным вопросам по созданию совместного предприятия со своим большим партнером – «Беларуськалием». Наша идея простая – мы хотим поделиться собственностью в латвийском порту Вентспилс. Есть у нас большое складское хозяйство, которое мы готовы передать в собственность СП, для того, чтобы «Беларуськалий» со своими партнерами управляли этим хозяйством, повышая эффективность сотрудничества».

В этой ситуации речь гендиректора ПО «Беларуськалий» Андрея Башуры больше походила на «ответное слово»: «…В 2004 году производство минеральных калийных удобрений составит 7.600.000 тонн. Из этого объема планируется перевезти в текущем году – а уже один месяц остался – по территории Беларуси, Латвии и перегрузить через Вентспилский морской порт на экспорт 3.600.000 тонн. Да, мы знаем все порты – а сегодня без тендера мы не вправе какие-то решения принимать, – мы знаем все возможности Клайпедского, Вентспилского, Николаевского портов.

Почему я называю только три порта? Потому что именно через них мы сегодня отгружаем нашу продукцию на экспорт. Сконцентрировать в одном порту такие объемы и такой поток практически невозможно. Предпочтение я отдал бы сегодня – и это подтверждает тендер – Вентспилскому морскому порту. Почему? Допустимая осадка судна там 14,2 метра. Это говорит о том, что мы можем там «Панамаксы» (суда типа PANAMAX – 75.000 тонн DWT) грузить, 65-70 тысяч тонн. А чем больше мы загрузим на судно, тем, естественно, дешевле обойдется фрахт – меньше издержки на перевозку по морскому пути. Если, допустим, загрузить в Китай 20-тысячник и 60-тысячник, разницу в себестоимости одной перевезенной тонны поймет каждый, тут не надо быть великим математиком. К тому же, Вентспилский порт располагает хорошим складским хозяйством.

В Клайпедском направлении объемы в ближайшем будущем будут значительно меньшими – на будущий год, например, мы планируем 1.300.000 тонн. Относительно Николаевского порта – этот порт тоже нас устраивает, особенно на такие страны, как Индия, Китай, Вьетнам, Малайзия, Индонезия и так далее – через балтийские порты слишком большой крюк выходит. В этом году там 1.500.000 тонн получится. На будущий год планируем этот объем подтвердить».

Заканчивая рассказ о пресс-конференции, нам осталось уточнить, что означает встречавшаяся выше аббревиатура DWT. Проще говоря, это все, что вывалится из судна, если его перевернуть вверх ногами и хорошенько потрясти. Понятно, что, кроме груза, вывалится, высыплется и выльется всевозможный такелаж и еще целая куча полезных и нужных в плавании вещей и жидкостей...

Возможности и интересы бизнеса

Не случайно главным организатором «Дней бизнеса Латвии» стал LSF Holding. Структуры концерна обеспечивают сегодня транспортный поток экспорта продукции Беларуси на сумму не менее 400 млн USD, или около 5% общего экспортного потока. Если ВВП-2003 Латвии составил 11,1 млрд долларов, а сфера транспорта и коммуникаций составила из этой суммы 1,7 млрд долларов (15% от ВВП), то суммарный годовой оборот компаний-партнеров LSF составил 300 млн USD, т.е. около 20% от индустрии транспорта и коммуникаций Латвии.

Следует отметить, что «налогово-инвестиционный климат» Свободного порта Вентспилс весьма активно способствует развитию бизнеса, да и самого порта. Согласно закону «О применении налогов в свободных портах и специальных экономических зонах», лицензированные компании (повторим – белорусские компании пользуются теми же правами, что и латвийские) имеют право на предоставление льгот на прямые и косвенные налоги. Значительные льготы предоставляются на такие прямые налоги, как НДС, налог на акциз и таможенный налог. Прямые налоги – налог на недвижимость и налог от прибыли предприятия – снижаются на 80% до компенсации 50% (65% для СМП) от общей суммы инвестиций. Фактически это означает, что к субъектам хозяйствования применяется налоговая ставка на доход предприятия в размере 5% и налог на недвижимость 0,3%.

Вентспилсская городская дума в сотрудничестве с Управлением порта определила территорию площадью более 1.000 гектаров для реализации индустриальных проектов. Управление предлагает инвесторам заключить долгосрочный договор на аренду свободных территорий. Начальный срок арендного договора – 30 лет с возможностью продления на дополнительные 30 лет на тех же условиях, что и на последний день заканчивающейся аренды. Т.е. относительно аренды земли не существует каких-либо ограничений по срокам. Более того, компании-арендаторы имеют «право первой руки» на продление договора. Арендная плата за квадратный метр земли в среднем составляет 0,2 евро в год.

Справка

Латвия является четвертым по объемам торгово-экономического сотрудничества партнером Беларуси после России, Германии и Украины. В 2003 году внешнеторговый оборот между Беларусью и Латвией увеличился в сравнении с 1997 годом втрое и составил в денежном выражении сумму почти 400 млн долларов США.

Оставить комментарий