АВТОПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ

Выпускать легковой автомобиль – давняя мечта белорусских машиностроителей. Да и в атмосферу общества это прибавило бы чувства национального самоуважения.
Впрочем, легковики в нашей стране уже собирали. Под Минском американская корпорация "Форд" наладила отверточный выпуск весьма неплохих "колес" для российского среднего класса. Потом грянул дефолт. Средний класс в России разорился. И "Форд" из Беларуси ушел.

Сейчас западные автогиганты облюбовали для проникновения на российский рынок бывший военный судоремонтный завод "Якорь" в Калининграде. В его цехах и собирают "БМВ", "Дженерал моторс" и другие монополии автомобили для "новых русских". Полку богатеньких Буратино у наших соседей опять прибыло. Цены на сибирскую нефть на сырьевых биржах давно взлетели на неслыханную высоту и падать пока не собираются. Так что у западных автомонстров сейчас горячая пора. Дохнуть некогда, выполняя заказы нуворишей. Но в Беларусь, осваивать новые сборочные места, монстры не торопятся. Опасаются, видно, что нефтяная волна может схлынуть так же неожиданно, как и поднялась. Горький опыт "Форда" научил осторожности.

Но недавно в белорусском автобизнесе появился новый игрок. Его явление сродни сюжету известной репинской картины "Не ждали!" Месяц назад наша делегация подписала в Иране меморандум с компанией Iran Khodro о сотрудничестве в создании сборочного производства легковых автомобилей на территории свободной экономической зоны "Минск".

Первая моя реакция была – поскорее забраться в интернет и выискать, что это за "автогигант" набился к нам в партнеры? Оказалось, и в самом деле автогигант. Безо всяких кавычек. И Иран мы напрасно ассоциируем только с шиитским фундаментализмом. Это высокоразвитая промышленная страна еще со времен шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, немало преуспевшего в превращении древней Персии в современное цивилизованное государство. Слишком быстрой европеизации мусульманского быта фундаменталисты шаху не простили. Но заводы стоят и работают. В нынешнем году Иран выпустит миллион штук легковых автомобилей. Столько же, сколько и Россия с ее "ГАЗом", "ВАЗом" и "УАЗом". Причем более половины этого производства как раз и приходится на долю компании Iran Khodro.

Судя по всему, персы намереваются собирать в Беларуси седан Samand. Именно его они активно рекламировали на последних автовыставках в Москве и Киеве. Однако у этого автомобиля ценой в 12 тысяч долларов национальность отнюдь не персидская. Знатоки без труда узнают в нем черты хорошо известного у нас "Пежо 406". Кстати, иранская автомобильная промышленность потому и поднялась так высоко, что в ней работает капитал французских автоконцернов.

Картина ясна. Молодая и амбициозная азиатская монополия, ранее известная лишь на рынке Ближнего и Среднего Востока, тоже жаждет попасть под дождь российских нефтедолларов. Ради такой цели можно и рискнуть. Товар для этого есть. Вполне подходящего качества и по божеской для богатеньких Буратино цене. Вот только собирать его выгоднее не в Иране, а в Беларуси. Тогда можно использовать преимущества единого таможенного пространства, созданного в рамках Союзного государства. Через белорусское окно заодно с персами проникнет на желанный рынок и французский капитал.

Нашей стране участие в этом проекте тоже сулит немалые выгоды. Опыт уже есть. В Лиде не первый год собирают зерноуборочные комбайны транснациональной компании "Кейс". Причем это уже не отверточная сборка. Более половины деталей и комплектующих изготавливается по западным технологиям на белорусских предприятиях. Этими же узлами завод "Лидагропроммаш" рассчитывается за кабины и двигатели, поступающие из Германии. Так рождается комбайн "Лида-1400" – точная копия своего "кейсовского" собрата. Он успешно работает на полях нашей страны и хорошо продается за границей.

Меморандум, подписанный с компанией Iran Khodro, тоже предусматривает "изучение возможностей налаживания взаимных поставок производимых в Беларуси и Иране автомобильных компонентов". Проще говоря, речь идет о том, чтобы на наших предприятиях разместить соответствующие заказы. А чтобы их выполнить на должном качественном уровне, потребуются инвестиции в технологическое переоснащение. Не столь важно, что деньги придут с Востока, а не с Запада. Важно, что они придут. И принесут с собой новый уровень производства, работу и зарплату нашим соотечественникам, а также налоги в бюджет.

Конечно, очень бы хотелось, чтобы в белорусской автомобильной промышленности зазвучали персидские мотивы. В них слышна не только некая отраслевая выгода. Мы живем на самом главном международном перекрестке. И недаром еще совсем недавно были сборочным цехом огромной страны. Той страны уже нет, а перекресток остался. Сюда наиболее целесообразно со всех сторон евразийского континента свозить части, чтобы здесь же собирать их в целое. А готовый товар продавать затем на гигантском рынке от Атлантики до Тихого океана.

Это тот хлеб насущный, которым мы будем кормиться.

Оставить комментарий