ВОЗВРАЩЕНИЕ БАЗЫ В ТОРГОВЛЮ

В памятные многим советские времена к числу самых влиятельных людей принадлежали и директора торговых баз. Остряки шутили: "Зачем большой оклад? Дайте мне маленький склад". На оптовые склады тогда стекался дефицит. Здесь же хранился и распределялся по магазинам. А дефицитом было практически все. Колбаса и дубленки, автомобили и обои, женские сапоги и печень трески, книги и холодильники, ковры и мужские костюмы, апельсины и растворимый кофе…

Естественно, что распределитель всего этого богатства был в своем городе некоронованным королем.

С приходом рынка и исчезновением дефицита нимб элитарности вокруг директоров баз сначала здорово поблек, а потом и вовсе исчез. Потому что главное лицо бездефицитной торговли – не распределитель товара и не его продавец, а покупатель. Которому надо угодить, чтобы он купил. Качеством, ассортиментом, культурой обслуживания. И не в последнюю очередь ценой. А цена тогда ниже, когда между производителем товара и покупателем как можно меньше посредников. Вот и стали магазины обращаться за товарами непосредственно на предприятия, минуя оптовые базы. Кроме того, сами предприятия начали открывать магазины, чтобы продавать свою продукцию без посредников, а значит дешевле и быстрее.

Но в 2000 году товарооборот в стране достиг уровня 1990 года, то есть советских времен, а в прошлом году превзошел его в полтора раза. Это, кстати, лучшее подтверждение тому, что реальные денежные доходы населения в самом деле растут. И оптовая база понадобилась вновь. Ведь когда ее нет, а товарооборот увеличивается, то магазин вынужден сам обзаводиться штатом снабженцев, транспортом, складами. Не всем это по средствам. Кроме того, на многих предприятиях выстроились очереди за товаром, что опять-таки вредит бизнесу. И не только торговому, но и промышленному. Возиться с мелкими потребителями ему суетно и накладно. Что же касается фирменной торговли, то, чтобы процветать в пору изобилия, ей нужен богатый ассортимент. Далеко не всякое родное предприятие способно его обеспечить своей продукцией. Значит, опять-таки нужны оптовые поставщики товаров, производимых на других предприятиях.

К тому же надо учесть огромные качественные перемены, которые происходят в отечественной торговле. О них почему-то забывают те, кто считает Беларусь реликтом прежних времен в экономике – из-за преобладания в ней государственного сектора. Чего скрывать: в промышленности и сельском хозяйстве это так. А вот в торговле более 80 процентов товарооборота сейчас осуществляют так называемые частники. А там, где частный капитал, там острая конкуренция, которая ведет к процессам, происходящим во всем цивилизованном мире.

Семь лет назад я заблудился в Италии в гигантском магазине, расположенном в трех огромных шестиэтажных зданиях, соединенных между собой системой переходов и даже внутренней узкоколейкой. Этот торговый город под крышей, именуемый гипермаркетом, умные итальянцы вынесли на пустырь. Ибо если расположить его посреди жилого квартала, то в радиусе полутора километров разорятся все торговые точки. В гипермаркете можно купить все. И по самым низким ценам. Особенно, если покупать много.

Помнится, посещение торгового монстра впечатлило меня не меньше, чем дворцы и каналы Венеции. А в нынешнем году первый гипермаркет откроется уже в минском микрорайоне Серебрянка. Возведение магазинов-гигантов ведется еще в восьми местах столицы.

Гипермаркеты растут в Беларуси на дрожжах зарубежного капитала. Представляю, сколько было раздумий у власти – пускать ли торговых великанов в страну. Ведь они способны разорить не только мелкие лавчонки и магазинчики, но и целые отрасли отечественной промышленности. Завалят полки дешевой заграничной едой и ширпотребом – и поминай как звали бобруйский трикотаж, витебские телевизоры, брестское молоко, лидское пиво, минское белье, гомельские костюмы… Но зарубежным инвесторам власть все же дала добро на осуществление проекта. Правда, с одним немаловажным условием. В обороте гипер- и супермаркетов должно быть не менее 70 процентов белорусских товаров.

В этой ситуации тем более не обойтись без оптовых баз. Снабженцы того же гипермаркета не наездятся за каждым товаром по заводам и фабрикам. К примеру, для обеспечения своего торгового гиганта мелкими и недорогими продовольственными товарами, ассортимент которых сродни звездному небу в лунную ночь, им куда выгоднее и продуктивнее посетить базу "Белбакалея". Это предприятие, ставшее открытым акционерным обществом, уже является представителем 300 крупнейших в Беларуси производителей продуктов питания. Причем торгует с розничной сетью по заводской цене. А само живет за счет скидок, которые предоставляет промышленность крупнооптовым заказчикам.

Оптовое звено вернулось в торговлю. В качестве надежного моста между промышленностью и розницей. Отчего выгода и нам, покупателям.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о