УЧЕБНЫЕ «У»БИЙЦЫ

Машина есть у каждого мало-мальски активного человека. Не важно, дорогой джип или скромный «Гольфик», главное - все на колесах. А тот, кто еще ходит пешком, присматривает себе четырехколесную игрушку и автошколу, в которой научили бы более-менее сносно крутить руль.

Кстати, выбор учебного заведения многие делают по весьма далеким от оценок шоферского мастерства факторам. Как правило, решающей характеристикой становится географическое расположение автошколы: поближе к месту жительства или работы. Правда, потом некоторые после такого обучения бьют рекорды по количеству пересдач экзаменов в ГАИ. Другие умудряются разбить собственную машину за рекордно короткий срок самостоятельного вождения. Словом, качество подготовки водителей – давняя головная боль Госавтоинспекции. И рейд сотрудников ГАИ по некоторым автошколам только лишний раз обнажил проблему.

Бум автолюбительства пришелся на 1998 год. Учиться водить машину бросились и стар и млад. Только за девять месяцев текущего года столичное ГАИ выдало 22.196 водительских удостоверений. Автомобилизация обильным дождем оросила почву, на которой десятками «повыскакивали» разные автошколы. Сейчас их в Минске более 70. Количество немалое, но, к сожалению, оно редко перерастает в качество. С этим возникают большие проблемы.

Во-первых, по экзаменационно-гаишной статистике более половины курсантов не могут сдать экзамен с первого раза. Впрочем, это не очень-то и удивительно. Как известно, экзамен сдается на компьютерах. Поэтому у некоторых преподавателей вся теоретическая подготовка заключается в «натаскивании» подопечных на механическом запоминании циферок-ответов. Сидят будущие водители и часами монотонно «шлифуют» на компьютерах свою память. Зачетный результат такая система может и приносит, а вот практический… Ибо курсанты осваивают не ПДД, а компьютерную программу.

В этом году экзаменаторы в ГАИ провели несколько «диверсий»: в 37 группах провели прием экзамена не на «клавиатуре», а в порядке устного вопроса. Результаты поразили. Номера правильных ответов экзаменуемые запомнили хорошо, но их смысловое значение для них так и осталось загадкой.

Но теория – это еще цветочки. Ягодки – обучение практическому вождению. Чтобы я прочувствовал всю прелесть учебного процесса, заехали с инспекторами ГАИ в несколько автошкол. Как говорится, не глядя, наугад. Первой на нашем пути попался учебный автодром ООО «Автодело» на улице Макаенка. Крохотная площадка, на которой толпятся пять автомобилей. Естественно, что в столь стесненных обстоятельствах места для всех учебных элементов просто не нашлось. Стойки обозначали лишь стандартную классику: «дворик», «диагональная парковка», «эстакада»… Словом, тот минимум, на который в ГАИ экзаменуют. Но программа-то обучения намного шире. Ни габаритных «восьмерки» и «змейки», ни «перекрестка» на автодроме даже при тщательном поиске обнаружить не удалось. Представители предприятия только пожимали плечами – мол, площади не позволяют развернуться как положено. Ответ банальный. Но курсантам-то от этого не легче. После такой практической учебы они только грамотно парковаться и будут уметь. По большому счету, учат не ездить, а сдавать экзамены в ГАИ.

Учебные автомобили удивляют не меньше. Из пяти машин, которые «крутились» на автодроме, госавтоинспектор лишил номерных знаков четыре – даже при поверхностном осмотре оказалось, что нельзя на них не то что кого-то учить, но даже ездить. Люфты в рулевом механизме, разные «забавные» стуки в тягах и колонках… У белой «шестерки» я, на здоровье не жалующийся, руль в стоящей на месте машине так повернуть и не смог – клинило его капитально.

Грустная ситуация повторилась и на автодроме, который находится на пересечении проспекта Скорины и кольцевой. Там тренировались машины сразу трех организаций: ООО «Автоправо», ОДО «Сигнал», МОО БФБДД. И опять проблема с рулевым управлением у четырех автомобилей. Кстати, загадочной «змейки» и «восьмерки» не нашлось и на этом автодроме. Причине непонятна – площадка достаточно большая, почти с футбольное поле. Тут много учебных "хитростей" организовать можно, но, видимо, никто не посчитал нужным напрягаться.

Зато выяснилась еще одна деталь: у инструктора ОДО «Сигнал» посмотрели личную карточку курсанта – в ней строго расписана вся программа обучения, часы, упражнения и так далее. Делают и соответствующие отметки о прохождении занятий. Так вот, напротив двух упражнений стояли росчерки учащейся и инструктора, а остальные графы оказались пустыми: ни число, ни дата, ни времени, когда эти элементы отрабатывались, не указаны. Простая забывчивость? Возможно, но в некоторых случаях «склероз» перерастает в систему «скоропалительности». Синдром известный – ездит курсант час – расписывается за два-три, тем самым сокращая сроки обучения. Но прыткость, как известно, нужна при ловле блох. А вот насчет дороги – это сомнительно.

Как же выбрать автошколу?

Важный критерий – возраст автошколы. Практика показывает, что организации с более-менее налаженным учебным процессом успешно «живут» не один год. А школы, где преподаватели путаются в сигналах светофора, умирают месяцев через шесть: либо закроют после очередной проверки, либо погибнут естественной смертью, поверженные дурной славой. Кстати, процент успеваемости и положение в рейтинге автошкол (см. табл.) тоже о многом говорит.

Перед тем как заключать со школой договор и платить деньги, стоит взглянуть на классы и автодром. На пятачке в полторы сотки можно научиться лишь ювелирному вращению руля в замкнутом пространстве. Навыки слабо пригодные в большом и шумном городе Минске. Да и на машины стоит обратить внимание: иномарки, как доказывает практика, понадежнее ВАЗов будут.

2
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Анонимно

А когда на одной площадке три автошколы заниматься вынуждено??!

Валентина

Очень трудно сделать правильный выбор автошколы,когда толком и не знаешь,что лучше и как лучше.О чём речь идет,понимаешь только тогда,когда начинаешь учиться.А при подаче заявления и заключении договора у всех автошкол всё в «шоколаде»!Это упущение контролирующих органов!!!!!Так что,будущие курсанты не имеют никаких гарантий!