ЖИЗНЬ В ТЕМПЕ ALLEGRO

С главным дирижером Президентского оркестра Республики Беларусь Виктором Бабарикиным трудно было договориться о встрече: сегодня, завтра – выступления, послезавтра – выездной концерт в Ошмянах. Но вот все-таки время было назначено, и я пришла во Дворец республики – здесь база оркестра. Быстро промчавшись по коридорам 10 этажа, из окон которых открывается изумительная панорама города, я оказалась в репетиционном зале оркестра.

- В обустройстве этого помещения (на его месте был спортивный зал) нам очень помогла и теперь помогает во всем администрация Дворца Республики во главе с генеральным директором Петром Андреевичем Волковым, - рассказывает Виктор Бабарикин. - Днем рождения нашего коллектива можно считать 15 ноября 2002 года, - продолжает мой собеседник. – Тогда прошла наша первая репетиция. Но до этого много людей из разных ведомств работали для того, чтобы она состоялась.

- Примите чуть запоздавшие поздравления с днем рождения оркестра. Поскольку Ваш коллектив еще очень молод, и раньше у нас в стране не было Президентского оркестра, расскажите, пожалуйста, что означает этот статус.
- Наш оркестр был создан в соответствии с Распоряжением Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко для обеспечения музыкального сопровождения на официальных и протокольных государственных мероприятиях. Это очень ответственная и почетная миссия для музыкантов. Кстати, почти во всех странах президентские оркестры состоят из военных музыкантов. Например, Президентские оркестры России и Украины укомплектованы военными музыкантами.

- Знакомы ли Вы с коллегами из президентских оркестров стран СНГ?
- К сожалению, я знаком только с главным дирижером Президентского оркестра России Павлом Овсянниковым, у которого проходил стажировку.

- Виктор, расскажите, как становятся дирижерами Президентского оркестра?
- Комиссия в составе главных дирижеров ведущих оркестров страны и представителей Министерства культуры, Управления делами Президента из нескольких претендентов на конкурсной основе выбрала меня. А вслед за этим уже другая комиссия, в которую вошел и я, набирала музыкантов в оркестр (также на конкурсной основе). Артистами нашего оркестра стали выпускники и студенты старших курсов Белорусской государственной академии музыки, Белорусского государственного университета культуры, Минского музыкального училища.

- Виктор, Вы могли бы вести размеренную жизнь: репетиции, протокольные мероприятия. Но коллектив ведет активную концертную и гастрольную деятельность. Почему?
- Оркестр создавался и как концертный коллектив, а профессиональный музыкальный рост возможен только в постоянном труде и творческом поиске. Опыт приобретается с каждым выступлением. Вот только вчера мы вернулись из Ошмян. Вы не представляете, какая в глубинке интересная и благодарная публика! В столице, в областных центрах проходят разные концерты. Но ведь и в Ошмянах, Слуцке и других городах живут люди, которые хотят слушать хорошую музыку. И мы с удовольствием для них играем и планируем и дальше выездные концерты. В Минске у нас тоже бывают концерты. Благодаря телевизионным каналам выходят на экран наши программы, делаются записи концертов оркестра. В канун 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков коллектив совершил большой тур по стране с программой, которая очень тепло принималась слушателями.

- Считаете ли Вы свой коллектив конкурентом концертного оркестра под управлением Михаила Финберга?
- Концертному оркестру конкурентами мы себя не считаем. На мой взгляд, у каждого коллектива, как и у нас, свои задачи. У нас творческое взаимодействие. Так, после создания Президентского оркестра приходилось обращаться к Михаилу Яковлевичу за консультациями, и он всегда помогал. Тогда же он поделился с нашим коллективом нотным материалом. Нужно учиться у опытных коллег, а не конкурировать с ними.

- Виктор, как формируется репертуарная политика Вашего коллектива? Насколько Вы самостоятельны в выборе того или иного произведения, композитора?
- Оркестр уникален тем, что мы можем работать практически во всех жанрах. В нашем репертуаре произведения современных композиторов и классика всех эпох и стилей, а также ее переложения – от барокко до джаза и симфо-рока. В выборе репертуара мы абсолютно свободны. Никаких запретов: это можно играть, а это нельзя. «Запрещенных» композиторов в нашей практике не встречалось. Конечно, положение обязывает очень тщательно отбирать репертуар. Мы с артистами оркестра любим такие вещи, как синтез классики с эстрадой, но здесь надо очень аккуратно работать, чтобы переложение классической музыки не стало звучать пошло в эстрадной обработке. Очень внимательно относимся к текстам песен. Бессмысленные однодневки – это не для нас.

- Определен ли круг современных белорусских композиторов, с которыми работает Ваш оркестр?
- Можно сказать, что он определен, но это не значит, что закрыт. В настоящее время мы исполняем песни Игоря Михайловича Лученка, есть у нас несколько композиций Владимира Георгиевича Мулявина, тесно сотрудничаем с Василием Петровичем Раинчиком. Заметное место в нашем репертуаре занимают произведения Валерия Головко – композитора и поэта в одном лице. Возвращаясь к прошедшему концерту, скажу, что его «Осенний дождь» и «Первый поцелуй» публика принимала восторженно: люди соскучились по содержательным текстам и глубокой музыке. Песня должна задевать самые тонкие струны человеческой души. Слушатели не так примитивны, как иногда о них думают создатели временных коммерческих «хитов».

- Как Вы относитесь к требованию о звучании 75% белорусской музыки в эфире радиостанций? Если бы Вы были редактором радиостанции, каких белорусских исполнителей включили бы в программы?
- Очень хорошо отношусь к этому требованию. И считаю, что эта необходимость назрела давно. Многое здесь зависит и от исполнителей, которых хочется призвать делать хорошие записи, как в музыкальном, так и в техническом смысле. К нам в оркестр приходят исполнители, приносят свои записи. Есть интересные новые решения. Просто ребята, как говорится, не раскручены. К примеру, на одном из концертов мне довелось услышать Дмитрия Сергеева – прекрасные вокальные данные. Но на радиостанциях его нет. «Неформат» это у них называется. Сейчас этому формату, по мнению радиостанций, соответствуют Кирилл Слука и Алексей Хлестов, мы с удовольствием сотрудничаем с этими солистами. Хотелось бы, чтобы горизонты открылись и для других. Надо менять подходы и не замыкаться только на чем-то одном, давать возможность широкой аудитории услышать много разной хорошей музыки. Наш коллектив будет содействовать этому. Если бы я составлял программу радиопередач, то, конечно же, включил бы в нее выступления нашего и других оркестров, играющих белорусскую музыку хорошего качества. Из исполнителей – Марию Филиппову, Гюнешь Абасову, Дмитрия Сергеева, Викторию Алешко, Ирину Дорофееву, Якова Науменко, Александра Тихановича и Ядвигу Поплавскую, Инну Афанасьеву, записи «Песняров» времен Владимира Мулявина. Вы знаете, вообще с удовольствием слушаю Белорусское радио. У музыкальной редакции хороший вкус и многообразное музыкальное меню.

- Нередко отечественные исполнители жалуются, что у нас невелик музыкальный рынок, поэтому они устремляют свои взоры в Москву. А как Вы считаете, у наших музыкантов есть возможность достойно зарабатывать в своей стране?
- Сложный вопрос: себя человеком шоу-бизнеса не считаю, хотя работаю в эстрадном жанре. Вообще, музыкальное искусство, на мой взгляд, неприбыльное дело, в музыку идут не ради денег. Как показывает время, успех и заработок музыканта зависит не только от него самого, но и от его команды. Артист должен великолепно играть или петь, постоянно совершенствовать свое мастерство, а его директор решать административные вопросы, грубо говоря, продвигать его. Но я убежден, что хороший музыкант, исполнитель без куска хлеба не останется. Надо только постоянно работать на перспективу. Во всяком случае, наших артистов очень ждут в регионах. Конечно, гонорары за выступления скромные, но ведь многие так начинали свой путь. Это нормальная практика.
Что касается Москвы, то мне кажется, это какая-то мода, которая со временем пройдет.

- Банальный вопрос: ближайшие творческие планы.
- Ограничусь общими планами: участие в протокольных мероприятиях, активная гастрольная деятельность и подготовка к участию в «Славянском базаре». В ближайшее время совместно с Министерством культуры выпускаем мультимедийный диск оркестра.

Биографическая справка:

Бабарикин Виктор Владимирович родился 9 июня 1978 года в Минске. Выпускник музыкальной школы № 14, Минского музыкального училища им. М.И. Глинки (класс преподавателя В.Орлянского), Белорусской государственной академии музыки по специальности «инструментальное исполнительство (баритон)» (класс профессора Р.Лагонды), «дирижер оркестра» (класс доцента Б.Чудакова), магистратуры БГАМ по специальности «дирижер оркестра», (класс доцента П.Вандиловского).

В 2003 году прошел стажировку в Президентском оркестре Российской Федерации под управлением Павла Овсянникова. В настоящее время продолжает образование в БГАМ на оперно-симфоническом факультете (класс профессора Г.Проваторова).

Лауреат международных и национальных конкурсов исполнителей на духовых и ударных инструментах. Ведя исполнительскую деятельность, В.Бабарикин одновременно выступал организатором эстрадного молодежного оркестра Белорусской государственной академии музыки, был художественным руководителем и дирижером оркестра духовых инструментов ММУ им. М.Глинки, дирижером, а позже и главным дирижером духового оркестра БГАМ «Фанфары Беларуси». С последними двумя коллективами успешно участвовал в конкурсах и фестивалях, записал компакт-диски.
С ноября 2002 года – главный дирижер Президентского оркестра Республики Беларусь.

5
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Анонимно

Отлтчный оркестр!!!!!

Анонимно

Оксана!
А у вашего друга Крыжановского вы тоже будете брать автограф. Особенно после скандала с БДГ
Чел.

Анонимно

Уважаемый Чел.!
Во-первых, ни я, ни господин Крыжановский никогда не говорили и не писали, что мы -друзья. Просто знакомы. Во-вторых, в рубрику "Автограф" лично я приглашать Е.К. не намерена. Он и так человек раскрыченный. Я для себя в этой рубрике вижу несколько иные задачи. А именно: расказать об интересых, но не всегда известных людях.
Оксана Яновская

Анонимно

Спасибо ребятам,такой молодой и энергичный оркестр,приятно послушать и посмотреть.Дай Бог здоровья Президенту,что поддерживает молодых артистов!Побольше бы таких-же живых концертов!А то от фанеры и бездарей тошнит!

Анонимно

мне очень нравятся его концерты!давно о нем не слышно????