ЗАКАТ УЛИЧНОЙ ДЕМОКРАТИИ

Последний “Чарнобыльскi шлях” явственно показал, насколько оппозиция далека от народа. Похоже, что даже оппозиционный электорат разочаровался в целесообразности проведения массовых акций – народу на них с каждым годом приходит все меньше и меньше. Если даже траурный по своей окраске и социальный по своей направленности “шлях” уже практически никого не интересует, демократическим силам пора всерьез задуматься над тем, каким образом привлечь народ.

В чем причина такого глобального кризиса уличной демократии, и как можно изменить ситуацию – об этом корреспондент “ЭН” беседовал с бывшим активистом незарегистрированного движения “Зубр”, а ныне членом движения Андрея Климова Тимофеем Дранчуком.

- Тимофей, можно ли сейчас вообще говорить хотя бы о какой-то эффективности массовых акций, проводимых оппозиционными партиями и движениями?

- Я думаю, что в любом случае то, что происходит у нас в этом плане, нельзя назвать эффективным. Коэффициент полезного действия наших уличных акций крайне невелик. Причем эффективность подобного рода мероприятий начала плавно снижаться с 1996 года. И если до 2001 года общество было более или менее активно, приближались президентские выборы, народ волновала ситуация в стране, то сейчас у большинства наступила полная политическая апатия. Тогда к акциям готовились, планировали их. Взять тот же “Зубр”. Мы стремились провести то или иное мероприятие так, чтобы оно отличалось от других, запомнилось, привлекло внимание. Этого невозможно достичь, если действовать по одному и тому же шаблону.

Ошибка сегодняшних политиков, которые организовывают акции, в первую очередь в том, что они относятся к их проведению так же, как и 10 лет назад. Собираемся там-то, идем туда-то, там проводим митинг… Совершенно не учитывается, что в стране уже не та ситуация. В результате, собираются одни и те же люди, которых и так ни в чем убеждать не нужно. За последние несколько лет одной из самых удачных акций можно считать, пожалуй, Народный марш “За лепшае жыцце” 12 марта 2003 г. Тогда, по разным оценкам, на улицу вышло от 3 до 7 тысяч человек.

- А что, на Ваш взгляд, должно лежать в основе правильной подготовки уличного мероприятия?

- Чтобы акции стали эффективными, нужно не распыляться на множество различных мероприятий, а проводить их только в знаковые даты и готовиться к ним надо начинать где-то за полтора-два месяца. Огромную роль играет информирование населения о том, что и где будет происходить. Вот, кстати, перед последним “Чарнобыльскiм шляхам” я не видел никаких листовок, наклеек. Поэтому на акцию в основном пришли люди, которые читают газету “Народная воля”. А между тем, чернобыльская трагедия актуальна для всех граждан.

Есть еще один важный аспект, который в последнее время практически не учитывается. Это формат проводимых акций. Они у нас по большей части политизированы. Лозунги типа “Луку на муку” - абсолютно не соотносимый с мероприятием, и тому подобные вещи способны полностью “убить” брэнд любого мероприятия. А ведь в середине 90-х на шлях, как на одну из самых главных оппозиционных акций, собиралось от 50 до 100 тысяч человек. Я считаю, что сейчас правильнее всего делать упор именно на социальный аспект подобных мероприятий. Для людей на сегодняшний день актуально не то, что у нас в стране сейчас, – демократия или диктатура, а то, сколько они получают, сколько платят за коммунальные услуги, что, в конце концов, им есть. Если разговаривать с народом на его языке, о его проблемах, люди сами потянутся на акции. Они будут видеть, что выходом на улицу можно решить какие-то задачи, добиться конкретного результата.

- Может, причина “непосещаемости” акций оппозиции в том, что люди просто боятся выходить на улицу, не хотят подставлять себя под удары милицейских дубинок?

- И это тоже актуально. Одним надоел затасканный, традиционный подход к проведению уличных мероприятий. Другие просто не видят реальных изменений. Кроме того, многие просто запуганы увольнением с работы, наказанием рублем и т.д. И, вместе с тем, я знаю многих людей, которые готовы ходить на митинги, пикеты, демонстрации, готовы отсидеть за это 15 суток, заплатить штраф. Но они готовы пойти на это только в том случае, если будут уверены в полезности таких действий. Приведу еще такой пример. “Зубр” в свое время проводил масштабную акцию по всей стране, связанную с работой ЖЭСов. В несколько этапов заклеивали подъезды практически по всей стране объявлениями, где рекомендовали их жителям в случае, если их не устраивает состояние их дома, качество коммунального обслуживания, обращаться в соответствующие ЖЭСы. Телефон прилагался. В результате многие жильцы добились того, что в их домах наконец-то начали проводить ремонт. Естественно, менялось и их отношение к оппозиции вообще и к движению “Зубр” в частности.

P. S. Говорят, что у нас исторически не подготовленная к массовым бунтам страна. Но обвинение народа в его политической пассивности по причине его же толерантности во многом выглядит как простое оправдание оппозиции. Рейтинг митингующих в народе невелик не потому, что у нас “забитые” и запуганные люди, а потому, что все, ну или почти все уличные акции есть некачественный продукт. А проблемы народа, его душа не терпят, когда их каждый раз одинаково препарируют.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о