БЕНЗИНОВЫЕ СТРАСТИ

Большинство автолюбителей с некоторым беспокойством ожидают осени. Не столько опасаются непогоды, гололеда и холодов, сколько очередного подорожания топлива. Закончилась уборочная страда и появился хороший повод пополнить бюджет за счет рядовых владельцев автомобилей. Представители концерна «Белнефтехим» не раз делали успокоительные заявления, что подорожание не превысит традиционные для последних месяцев 1,5-2 процента. И свое слово сдержало. Впрочем, государственные доходы от скромного роста цен не пострадали. За социальную ориентацию топливной политики расплатились владельцы автозаправок. Белорусские нефтяные короли бьют тревогу: еще немного и когда-то «шоколадная» отрасль розничной торговли горючим станет стабильно убыточной.

Нефтяной кризис уже почти год будоражит воображение мировых экономистов. Пресса пестрит разнополярными высказываниями маститых мировых аналитиков: одни предсказывают скорый энергетический крах нашей цивилизации, прогнозы других спокойны и оптимистичны – с концом иракских смут приемлемое равновесие снова восстановится. Впрочем, это пока не более чем вероятные предположения. Факт же остается фактом: на мировых биржах баррель неуклонно дорожает, и уже перевалил рекордную отметку в 50 долларов, сделав за последний год скачок больше чем в два раза. Тем более выглядит странно, что за то же время топливо в Беларуси подорожало лишь на 30 процентов. В то время как в России – почти в два раза.

С одной стороны, заниженные цены должны радовать потребителей. С другой – настораживать. Ведь налицо жесткие административные методы контроля рынка, который может породить другой кризис – розничной торговли ГСМ. Дело в том, что в цене на бензин львиную долю занимают различные налоги. Для примера возьмем самую распространенную марку бензина – А-92. Налог на добавочную стоимость – 18 процентов, налог на продажу бензина и дизельного топлива – 10 процентов. Отчисления в республиканский и целевой бюджетный фонды – 3 и 1,15 процента соответственно. Акциз на бензин составляет 120 евро за одну тонну. А еще существуют налог на прибыль, транспортный налог, налоги из себестоимости… Словом, в итоге получается, что около 65 процентов выручки уходят государству. И это при постоянно дорожающем сырье. В итоге коммерсантам остается всего 5-7 процентов от продажной цены товара, причем с этих средств необходимо содержать всю разветвленную инфраструктуру бензоколонок. Рентабельность бизнеса в итоге практически равна нулю. В этом году владельцы АЗС практически не платят налог на прибыль, которой попросту нет.

Спасти бизнесменов могут только две вещи: либо уменьшение налогового бремени, либо – увеличение «Белтефтехимом» розничных цен на топливо. На первое, по понятным причинам, рассчитывать не приходится. Второй вариант также маловероятен. Дело в том, что цены на топливо и без того достигли уже предельной точки. И хотя спрос на ГСМ считается неэластичным, он в результате очередного повышения может существенно упасть. Проиграв на объемах продаж коммерсанты выиграют на прибыли. А вот бюджет проиграет, ибо на его доходы в большей степени играют количественные показатели, чем конечная рентабельность.

Вполне возможно, что подоплека нынешнего положения вещей на рынке розничной продажи ГСМ – попытка передела сфер влияния. Уже не раз публично высказывались идеи, что следует уравнять количество государственных и частных заправок. Уже сейчас получить участок городской земли под строительство новой АЗС коммерсантам более чем проблематично. Им стараются выделять места в глуховатых местностях, самые лакомые кусочки – столица, областные центры и оживленные трассы постепенно забирая из рук частного капитала. Строить же новые АЗС на какой-нибудь магистрали типа Гомель–Витебск, при плачевном состоянии отрасли – дело весьма сомнительное. Доходы падают, а на развитие средства отсутствуют. Тем более, что современная заправка – капиталоемкое строение. «Голая» колонка с крышей стоит до 400 тысяч долларов, более или менее приличный «заправочный» комплекс – свыше миллиона.

Насколько углубится внутренний бензиновый кризис – покажет время. Однако, большинство внутренних нефтетрейдеров, в том числе и государственные заводы, постепенно переориентируются на внешний рынок. Прежде всего, украинский и российский. Получается, что без «налоговой накрутки» за границей белорусское топливо дешевле. И продавать его выгоднее, к тому же оно имеет хорошую ценовую конкурентоспособность.

На внутреннем же рынке розничные торговцы если еще не терпят убытки, то близки к этому моменту. Кроме того, АЗС в системе «Белнефтехим» худо-бедно, но пока держатся на плаву за счет оптовых продаж нефтепродуктов. Этой «роскоши» лишились частники после отмены универсальной рознично-оптовой лицензии. Из коммерческих структур пока лучше всех чувствует себя сеть АЗС вертикально интегрированных российских компаний «Лукойл» и «Славнефть». Выкарабкиваются за счет построения всей цепочки переработки: от добычи до продажи конечного продукта. Схема белорусским коммерсантам пока недоступная. Поэтому отечественные инвестиции потихоньку начинают «утекать» из отрасли. Остается только надеяться, что нефтяные проблемы так и разрешатся в деловых кругах и не выплеснутся «в народ». И былые припадки «бензинового голода» с километровыми очередями на АЗС останутся полностью достоянием истории.

Оставить комментарий