С ГЕОГРАФИЕЙ НЕ ПОСПОРИШЬ

Подписание в конце октября в Киеве соглашения о строительстве нового газового трубопровода по Украине наделало много шума и в Беларуси. Дело в том, что в церемонии заключения договора между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" участвовали президенты двух стран Владимир Путин и Леонид Кучма. Наш глава государства Александр Лукашенко тоже был в тот день в Киеве на праздновании 60-летия освобождения соседней страны от фашистских захватчиков.

Из чего некоторые резвые аналитики сделали вывод, что своим присутствием при рождении новой газовой трубы Путин и Кучма сознательно наступили на больную мозоль своему коллеге из Минска. Мол, еще совсем недавно Кремль обещал пустить новую нитку газопровода на Запад через Беларусь. А теперь – плакали наши денежки за энерготранзит. Да и весь "Белтрансгаз" того и гляди потеряет для россиян свое значение. Будут качать все свое экспортное "голубое топливо" через Украину. А нам – шиш с маком.

Лично я бы не возражал, чтобы подобные «шиши» нам показывали почаще. Думаю, Президент тоже был бы не против. Дело в том, что реализация российско-украинского газотранспортного проекта сулит немалую прибыль и Беларуси. Через два года транзит российского природного газа через нашу страну в Европу вырастет на 13 миллиардов кубических метров. Иначе новая труба, которую "Газпром" и "Нафтогаз Украины" договорились проложить, просто не будет заполняться.

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на карту. Подписанное в Киеве соглашение дает старт строительству участка Богородчаны – Ужгород магистрального газопровода Новопсков – Ужгород. Инвестиций на это потребуется 300 миллионов долларов. Не надо быть крупным специалистом в экономике, чтобы понять: газотранспортной революции за такие деньги совершить невозможно. Карта тоже свидетельствует об этом. Речь идет о трубе длиной всего-навсего в 240 километров. Причем газ в нее будет поступать по двум белорусским газопроводам : Ивацевичи – Долина и Торжок – Долина. Они-то как раз и ведут в Богородчаны.

Кстати, дополнительные суммы за энерготранзит будут перечислены в белорусскую казну уже в следующем году. Подписанный в Киеве договор предусматривает не только прокладку новой ветки газовой магистрали, которую еще нужно построить. Намечено также увеличение на будущий год объема экспорта "Газпрома" через территорию Украины на 5 миллиардов кубометров. Это значит, что на 5 миллиардов кубов вырастет прокачка российского газа и через Беларусь.

Так что пламенно жаждущие увидеть, как нынешняя власть хоть на чем-нибудь, да поскользнется, в очередной раз выдали манну небесную за Божье наказание. В реальности же происходит обыкновенное совершенствование действующей украинской газотранспортной системы. На суконном языке хозяйственников это называется "расшивкой узких мест". Не более того. А чтобы пустить российский газ на Запад в обход Беларуси, как об этом истово мечтают желающие насолить нынешней власти даже ценой собственного превращения в ледышку, понадобится тянуть газопровод от украинских Богородчан аж до русского города Новопскова. Отважиться на такое дорогущее начинание можно разве что все из-за того же пламенного желания насолить. Но в деловом мире принцип "выколю себе глаз, чтобы у моей заразы-тещи зять был кривой" никогда популярностью не пользовался. Нынешние времена не исключение. Поэтому в горячке дискуссий руководства "Газпрома" с официальным Минском проект прокладки трубы в обход Беларуси хоть периодически и озвучивается, но столь же регулярно откладывается в практической реализации. Пока он даже всерьез не обсуждался российскими и украинскими партнерами.

Правда, застопорился и белорусско-российский газотранспортный проект. Вернее, российско-белорусско-европейский. Его идея в том, чтобы создать международный консорциум и общими усилиями построить перемычку газопровода от Кобрина до словацкого города Велке Капушаны через территорию Польши. Тогда можно было бы сразу увеличить объем транзита российского газа на Запад по самому короткому пути через Беларусь примерно на 5 миллиардов кубических метров. А за два десятилетия "Газпром" мог бы удвоить свой экспорт в Европу по кратчайшему, а потому самому выгодному маршруту через нашу страну.

Уверен, это вскоре произойдет. Цены на нефть на мировом рынке падать не собираются, а наоборот лезут в гору. Европе нужен газ. Много газа. Да и с географией не поспоришь. А она – верный союзник Беларуси.

Что же касается подписанного в Киеве газотранспортного соглашения, то оно было подготовлено еще летом. По рукам же партнеры ударили только поздней осенью, накануне президентских выборов в Украине. А там, где правит бал политический пиар, экономическая выгода и целесообразность обычно не на первом плане. Это те самые мухи и котлеты, которые один из участников киевской церемонии некогда предлагал отделять друг от друга.

Оставить комментарий