ВОДНЫЙ БИЗНЕС, или Еще раз о том, что ничего просто так с неба не падает

Странно все же получается: чем стремительнее развивается наша наука, чем фантастичнее и многофункциональнее становятся предметы нашего быта, тем ярче человек осознает свою зависимость от элементарных вещей.

Взять, к примеру, воду. Помните, раньше мы частенько пили сырую воду из-под крана. Сегодня даже в прокипяченной воде остается ненавистный запах хлорки. Чистая вода стала товаром, причем товаром, спрос на который растет с каждым днем.
А про то, насколько популярными у нас остаются минеральная вода и сладкие газированные напитки, и говорить не стоит.

Как сходят с дистанции

При таком раскладе логично было бы предположить, что вложение денег в предприятие по производству напитков – дело выгодное и надежное, а деятельность любого завода напитков вообще не знает проблем.

Но это далеко не так. Особенно, если завод не успел закупить новую технику, отстал от конкурентов, потерял свою нишу на рынке и окончательно погряз в долгах. Именно по такому сценарию развивалась ситуация с УП «Нарочанский завод напитков».

Сам завод, между прочим, основан был еще в 1905 году и следующим летом отметит свое столетие. Еще в советские времена предприятие выпускало минеральную воду «Нарочанская» и сладкие напитки, такие, как «Буратино», «Колокольчик». В стеклянных бутылках, естественно. И когда с открытием железного занавеса на наш рынок хлынули напитки и вода в удобных пластиковых бутылках, денег на закупку новой линии у завода не оказалось. Завод и стеклянная тара для напитков вместе доживали последние дни. А год назад пост директора «Нарочанского завода напитков» занял Александр Гришкевич, который начал принимать активные меры по реабилитации предприятия.

Экономнее всех экономных

О том, каким был выход из кризиса, мы разговариваем с директором завода Александром Александровичем Гришкевичем:

- Когда я сюда пришел (до этого Александр Гришкевич почти 20 лет работал главным инженером на Плодоконсервном заводе в деревне Илово – прим. авт.), предприятие стояло. Не было ничего. Не то, что «ноль», а глубокий-глубокий «минус»: 200 млн убытков. Рентабельность составляла минус 32,3%, сейчас мы добились того, что этот показатель составляет минус 2,4%.

Мы просто начали работать. Я пригласил с собой новых специалистов – главного инженера, заместителя главного бухгалтера, механика, токаря-фрезеровщика, слесарей. Ведь здесь не было даже ремонтной базы. Из тех 17 человек, которые приехали со мной, сейчас осталось 11. Возникли вопросы с жильем: кому-то удалось получить квартиры от предприятия, кто-то сам себе купил дом, а несколько человек уехали. Но самое важное то, что они и сейчас готовы вернуться и работать здесь.

Во-вторых, мы начали думать о том, как экономить средства. Сначала перевели котельную на дешевое топливо – на дрова. Мы создали бригаду из четырех человек, которая на выделенном нам участке заготавливает древесину. Теперь топливо, которого хватает нам на 2 месяца, обходится нам в 11 тысяч рублей. По сравнению с мазутом, получается около 8 млн рублей экономии каждый месяц. Открыли свой магазин, хоть и не богатый, но это помогает предприятию платить налоги.

В-третьих, начали закупать новую технику. Объявили тендер и в июне купили свою линию по розливу минеральной воды, поскольку до этого завод такую линию арендовал. В любом случае пользоваться своей линией – выгоднее.

Кроме того, в этом году мы приобрели новую линию по разливу вин и две машины китайского производства по выдуву ПЭТ-бутылок. Нашему человеку кажется, что китайское – это что-то низкопробное. И напрасно. До этого, кстати, мы пользовались польской техникой, и случалось порой, что бутылки лопались или возникала течь. Сейчас таких случаев нет. Вот вам и китайское производство. Хотелось бы, конечно, чтобы наша техника была большей мощности, но нам пока и такой хватает.

Главное – не останавливаться

- Александр Александрович, что уже сейчас можно сказать о результатах деятельности завода и что обновляется на предприятии непосредственно сегодня?
- Если смотреть по показателям, то в этом году мы выполнили план на 178-189%, а объем производства в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года составил 205%.

Сегодня мы заканчиваем монтировать вторую линию по розливу вина. Полностью закончили реконструкцию бродильного цеха на 200 тонн вина, рядом ведем строительство купажного цеха.
Кроме того, закупили компьютеры и оргтехнику для всех работников администрации завода.

- А на будущее что планируете?
- В перспективе нам надо расширить не только ассортимент, но и тару. Чтобы бутылка была и пол-литра, и литр, и полтора. Сами понимаете, летом жарко, и купить полтора литра напитка или воды – в самый раз. А зимой кто выпьет полтора литра, например, минералки?

- Рынок как безалкогольной, так и алкогольной продукции у нас очень насыщен. Как вы чувствуете себя на нем? За рубеж экспортируете свою продукцию?
- Нашу продукцию в основном распространяем на внутреннем рынке республики. Во всяком случае, на склад не работаем. За рубеж пока не экспортируем. Но уже есть наработки, и в следующем году попробуем поставлять нашу воду в Россию. Надеюсь, это будет удачным.

Люди и специфика работы

- Наш завод очень компактный, - рассказывает Александр Гришкевич. - И тем не менее, когда его запускали, за два месяца мы набрали 70 человек на работу. А здесь, понимаете как… Наверное, нигде в Беларуси такого понятия нет, как на Нарочи, – «берег». Точно как на Черном море. Пришел сезон, значит люди пошли на «берег» - кто в кафе работать, кто охранять топчаны, кто убирать площадки отдыха. А с сентября, когда заканчивается сезон, они начинают искать работу. И, тем не менее, несмотря на прибыльность работы «на берегу», люди сегодня предпочитают держаться за свою постоянную работу. Сегодня получается, что ежедневно к нам просятся два-три человека. Это значит, что завод начал дышать, начал подниматься.

Когда я пришел сюда работать, здесь средняя зарплата была не более ста тысяч, а сейчас среднегодовая зарплата получается 185 тысяч, а последняя среднемесячная – 225 тысяч.
Всего на предприятии работает 108 человек, кроме того, 12 работников находятся в декретном отпуске.

- Что Вы прежде всего требуете от своих работников?
- Качество продукции.

***

Качественная минеральная вода ценилась всегда и везде. А подтверждением тому служат многочисленные дипломы, которые продукция Нарочанского завода напитков завоевывала на республиканских конкурсах.

Сегодня особенно тщательно нам приходиться заботиться о своем здоровье, и очень важно, что «Нарочанская» минеральная вода – это экологически чистый продукт, степень минерализации которого мы можем выбирать сами.

Адрес РУП «Нарочанский завод напитков»:
Минская область, Мядельский район, г.п.Нарочь, ул.Заводская, 58.
Тел.: 8 (01797) 46-4-02.

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о