ПОТОК НЕФТЕДОЛЛАРОВ ИМЕЕТ СВОЙСТВО МЕЛЕТЬ

Белорусская экономика продолжает удивлять. За девять месяцев нынешнего года производство валового внутреннего продукта выросло на 10,8 процента. Если сравнивать с прошлогодним январем-сентябрем, это очень мощный рывок вверх. Почти экономическое чудо.

Но в экономике чудес не бывает. Если есть рост, всегда ищи спрос. Без спроса роста не происходит. Кто же купил отечественные телевизоры, автобусы, тракторы, швейные промышленные машины, зерноуборочные комбайны, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, чей выпуск увеличен в 1,2-1,9 раза? Небогатые белорусские предприятия такой покупательский бум устроить явно не в состоянии. Что же касается простых граждан, то хоть их кошельки в последнее время несколько потолстели, но не настолько, чтобы для каждой комнаты своей квартиры срочно приобретать новый «Витязь» или «Горизонт».

Эта техника продана главным образом за пределами Беларуси. В основном в Россию. Туда отгружены почти все экспортируемые телевизоры, 89 процентов металлообрабатывающих станков, 80 процентов велосипедов, три четверти холодильников и морозильников, две трети седельных тягачей и грузовых автомобилей, более половины тракторов. Причем отгружены не себе в убыток, как это нередко происходило в недалеком прошлом. В текущем году средняя цена отечественного трактора, тягача, холодильника, грузовика выросла на внешнем рынке от 7,3 до 28 процентов. За 8 месяцев белорусское машиностроение продало за рубежом своей продукции на 2 миллиарда долларов, а приобрело там товаров всего на миллиард. Давненько оно так хорошо не зарабатывало.

Впечатление такое, что россияне покупают не задумываясь. На отдельных белорусских предприятиях уже выстроились очереди заказчиков. Откуда же у них деньги? Ответ очевиден: наши партнеры по Союзному государству ударились в приобретательство под дождем нефтедолларов. Воюет Ирак, бушуют Венесуэла и Нигерия – крупные поставщики «черного золота» на мировой рынок. И за баррель нефти на сырьевых биржах в иные дни дают по 50 «зеленых» и более. У России сейчас проблема: как справиться с гигантской массой валюты, «вброшенной» в экономику страны. Один из путей снижения внутреннего денежного давления – превращать нефтедоллары в оборудование, технику, механизмы. Что российские предприятия и делают. Белорусская продукция, неплохая по качеству и относительно дешевая, хорошо подходит для отсасывания лишней валютной крови.

Но в будущем ситуация может измениться. Причем, очень резко. Если мировые цены на нефть останутся запредельно высокими, и Россия продолжит купание в валюте, то вскоре ее экономическим менеджерам неизбежно придет на ум, что вместо трактора «Беларусь» можно приобрести «Джон Дир», а вместо «МАЗа» – «Мерседес» или «Вольво». Те, конечно, подороже белорусской техники. Но и классом повыше. Так что, коль деньжата водятся, то отчего и не купить.

Еще худшая ситуация сложится для нашей экономики, если цены на нефть рухнут. Кстати, печально знаменитый дефолт 1998 года, накрывший и Беларусь, разразился тогда, когда за баррель нефти на нью-йоркской бирже давали всего 8 долларов. Тогда и выяснилось, что наша восточная соседка живет за счет продажи огромных природных богатств, не очень беспокоясь о развитии иных отраслей. С той поры на экономических просторах от Смоленска до Курил мало что изменилось. В структуре российского экспорта топливно-энергетические ресурсы составляют 57 процентов, а продукция машиностроения лишь 6. Это в четыре раза меньше, чем в белорусском экспорте. Понятно, что если поток нефтедолларов вдруг иссякнет, гигантский российский рынок окажется неплатежеспособным и мигом сожмется, как шагреневая кожа. О чем главный путинский экономический советник Андрей Илларионов уже все уши прожужжал своему правительству.

Нашему правительству об этом тоже надобно помнить, чтобы враз не посадить страну на мель. Тем более, что структура нашего экспорта в дальнее зарубежье, мягко говоря, не лучшая. За пределами СНГ охотно приобретают белорусские калийные удобрения, нефтепродукты и черные металлы. Наши трактора, тягачи, автомобили, станки и холодильники там покупают хуже. А велосипеды и телевизоры не покупают вообще. То бишь, с Западом мы торгуем не высокотехнологичными изделиями, а минеральным сырьем, энергоносителями, материалами и полуфабрикатами. Словно Россия, не обладая, однако, российской природной кладовой.

Это, конечно же, хорошо, что наши производственники не упустили покупательский бум на соседском рынке. Отсюда и экономический рост, прибавка к зарплатам и пенсиям. Но неплохо бы не все проесть, а значительную часть заработанного направить на модернизацию производства. Чтобы «Атлант», «Витязь» и «Горизонт» стали престижными европейскими брэндами. Чтобы «МАЗ» на равных конкурировал с «Вольво» и «Мерседесом», а «Беларусь» – с «Джоном Диром». Тогда и колебания цен на нефть не будут столь страшны. Тогда и зарплаты с пенсиями станут весомее.

Оставить комментарий