А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ…Какой бюджет приняли для нас уходящие депутаты?

Не в пример прошлому году, уже на первом заседании девятой сессии Палата представителей Национального собрания одобрила в первом чтении проект Закона «О бюджете на 2005 год».

Сплошные цифры

Итак, доходы консолидированного бюджета в следующем году прогнозируются в объеме 25,9 трлн рублей (или 44,1% ВВП). Для сравнения: в нынешнем году этот показатель предположительно составит 40,9% ВВП. Основными источниками доходной части консолидированного бюджета станут НДС (30,6%), налоги на доходы и прибыль (13,1%), подоходный налог (11,8%), доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций (9,5%), акцизы (8,1%), чрезвычайный налог (2,4%). Расходная часть консолидированного бюджета в 2005 году запланирована в размере 26,9 трлн рублей (т.е. 130,4% от расходов в 2004 году).

Доходы республиканского бюджета составят 18,3 трлн рублей, расходы - 19,2 трлн рублей. Дефицит республиканского бюджета составит 910 млрд рублей или 1,5% от ВВП. Причем погашение дефицита планируется осуществить за счет внутренних (386,3 млрд руб.) и внешних (523,7 млрд руб.) источников.

Составители бюджета на будущий год подчеркнули также сохранившуюся социальную направленность документа. Более 65% расходов консолидированного бюджета распределены между социальными выплатами и льготами, компенсациями населению, пострадавшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, субсидиями жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту и т.д.

Налоги: тариф «Легкий»?

Однако наибольшие изменения коснулись вопросов налогообложения.
Предусмотрены меры по снижению налоговой нагрузки субъектов хозяйствования около 0,5% к ВВП. Будет снижена ставка чрезвычайного налога с 4 до 3% отфонда заработной платы, ставка сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда с 0,75 до 0,5% от выручки, полученной от реализации товаров.

В то же время, из перечня товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по пониженной 10%-ной ставке, исключается продукция, производимая с применением новых и высоких технологий. Канули в лету и налоговые льготы на прибыль для вновь образованных организаций с иностранными инвестициями.

В 2005 году планируется также с 20 до 25 процентов увеличить ставку отчислений с продажи автомобильного топлива, что принесет казне дополнительно 6,5 млрд рублей.
Кроме того, в состав экологического налога будет включен сбор за перемещение по территории Беларуси нефти и нефтепродуктов. Размер этого сбора будет установлен Советом Министров.
С будущего года также вводится 15-процентный налог на доходы по дивидендам, полученным из-за рубежа.

Что касается земельного налога, то он отменяется для участков, занятых спортивными сооружениями, которые являются основными базами при подготовке национальных и сборных команд, что обойдется бюджету в 900 млн рублей.

Кстати, вся критика, направленная в сторону законопроекта, касается именно изменений в налоговой сфере. Во-первых, уже не один год специалисты утверждают, что порядок уплаты и ставки налогов не должен (даже частично) регулироваться Законом о бюджете или сопровождающими его документами, поскольку это ведет к изменчивости условий ведения бизнеса.

Есть мнение

За комментарием по поводу бюджета-2005 и новых аспектов налогообложения мы обратились к Станиславу Богданкевичу, экс-главе Нацбанка Беларуси:

- К сожалению, я не достаточно подробно знаком с этими законопроектами. Единственное, что могу сказать, бюджет-2005 по-прежнему сохранил значительные отчисления на рост ВВП за счет налогов и других платежей, что не позволяет субъектам хозяйствования заняться техническим перевооружением. То есть, нет реформирования экономики.

В этом смысле я часто привожу в пример Японию в 1951 году, когда страна приняла меры по выходу из экономического кризиса. Нам все время твердят: социальный бюджет, социальный бюджет, более 60% его отправляются на социальные нужды. Японцы тогда 43% бюджетных средств выделили на новое оборудование и технологии, то есть на создание новых рабочих мест. И вышли таким образом на передовые позиции. Мы же пытаемся изъять у экономики деньги для того, чтобы кого-то подкармливать. Предусмотрели увеличение зарплаты на 30%. Это совершенно не нужно, потому что зарплата должна расти в соответствии с ростом производительности труда. Но ведь этого ничего нет. На бумаге можно многое написать.

Есть вопрос

Как уже раньше сообщалось в прессе, в проекте Закона говорится о том, что для собственников и нанимателей квартир в жилых домах теперь отдельной строкой будет выделяться земельный налог. По этому поводу у депутата Ольги Абрамовой возник довольно интересный, но справедливый вопрос. С одной стороны, законодатель заверяет нас, что это нововведение не повлечет за собой увеличения общей суммы квартплаты, поскольку ранее земельный налог для этой категории плательщиков распределялся по разным статьям коммунальных платежей. С другой стороны, если дело обстоит именно так, то как раньше контролировался и куда направлялся выплачиваемый нами земельный налог?

Оставить комментарий