Айгуль Соловьева: Гражданская инициатива помогает реализовывать соцполитику

Недавно в Астане прошел IV Гражданский Форум, который, по замыслу организаторов, должен был определить состояние дел и очертить текущие проблемы, связанные с деятельностью растущего количества неправительственных организаций. О его итогах нам рассказала модератор Форума — президент ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана», депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан Айгуль Соловьева.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, что вообще представляет собой Гражданский Форум? Немного истории.
Ответ: Во-первых, у нас первые НПО появились давно. И, в основном, они переходили к нам из Советского Союза: профсоюзы, какие-то молодежные организации. И в основном неправительственные организации работали разрозненно, и в принципе термин «НПО» был непонятен для всех. НПО даже путали с НЛО. В 2003 году прошел первый Гражданский Форум, где глава государства собрал все неправительственные организации и предложил легализовать этот термин. В 2004 году прошел второй Форум, на котором мы пришли к выводу, что мы как неправительственные организации должны показать себя объединенной силой, которая может профилировать какие-то общественные проблемы на самом высоком уровне. Так был организован Гражданский Альянс Казахстана. В этот Альянс сейчас входит более 500 НПО. В каждом из 16 регионов действует Гражданский Альянс, который собирает мнения и докладывают нам, в Центральный Республиканский Гражданский Альянс. Мы всю эту информацию систематизируем, «выцеживаем» в сухом остатке все, что можно сказать, формулируем и начинаем работу с органами власти. Уже будучи членом Альянса, я стала депутатом Парламента, поскольку голос общества должен был быть услышан и там.

Гражданская инициатива как ресурс и гарант цивилизованного развития, а также равноправное конструктивное сотрудничество власти и неправительственных организаций и бизнеса помогает реализовывать социальную политику. Особенно там, где государственная машина не может дойти до каждого гражданина.
Гражданское общество — это фундамент государства, который вносит свой вклад в развитие страны. Такую возможность нам дает Концепция развития гражданского общества — наш главный документ, в котором четко изложены основные принципы деятельности государственных органов и перспективы развития третьего сектора через его активное привлечение к работе в социальной сферы, контролю за исполнением программ по развитию страны.

В: Что вы можете сказать об итогах прошедшего Форума?
О: Как я уже отметила, после второго Форума вышла Концепция развития гражданского общества. После — план мероприятий по реализации этой Концепции. В этом плане были закреплены все министерства. Но получилось так, что наличие документа не предполагало наличие самого процесса. Мы стали обращаться к власти и говорить: «Ребята, вот у нас есть такой документ, а как вы его выполняете? Вы же за него ответственные». Поэтому в прошедшем Форуме приняли участие представители всех министерств и отчитались перед нами о проделанной работе и о том, как они выстраивают с нами отношения. И пришло понимание того, что мы ничего не сможем добиться, пока до конца не разберемся что такое «госуслуга», что такое «стандарт». Мы претендуем на то, что будем выполнять долю каких то задач, а без определения основных понятий мы не сможем двигаться дальше. Так как у нас существует так называемая прозрачность бюджета, представители организаций, имеющие отношение к определенным секторам, смогли выступить с докладами и подытожили работу соответствующих ведомств. После этого были организованы диалоговые площадки, всего их было 7, где были бурные дебаты и обсуждения по каждому конкретному вопросу: «госзаказ», «госуслуга», «стандарт», закон о доступе к информации и т.д. Мы сначала радовались, что у нас есть социальный заказ, а потом получилось так, что он вошел в систему госзакупок, и мы, как бизнес, проходим все процедуры. Поэтому мы сказали, что нам нужны инструменты. Первый — это закон для начинающих неправительственных организаций, чтобы они могли институциально развиваться. Второе — нужно совершенствовать сам госзаказ. Мы определили, что такое «госзакупка». Социальные услуги можно и покупать у нас, ведь не всегда государственная машина может дойти до каждого гражданина.

Кроме того, на одной из площадок мы ставили такой вопрос, как прозрачность и подотчетность власти обществу. Мы считаем, что нам нужен закон о доступе к информации. Если мы хотим что-то контролировать, нам нужна эта информация. Рассматривали это с такой позиции, что есть государственные секреты, есть защита персональной информации, а все, что находится в середине, — это называется общественно значимой информацией.
Вы знаете, что у нас есть много иностранных компаний — нефтедобывающих, горнодобывающих, — и поэтому мы говорим, что когда они делают какой-то госзаказ, они не должны это только с местной властью оговаривать. Мы говорим, что любой социальный проект должен проходить общественные слушанья, для того, чтобы НПО могли сказать, нужен он в этой области или нет.

Кроме того, сама процедура государственной закупки не совсем соответствует идеологии социальной услуги. И лично моя позиция такова — должна быть общественная палата, которая сможет транслировать какие-то наболевшие вопросы на самый высокий уровень. Она должна быть при президенте. Вторая позиция — это общественная экспертиза при Мажилисе Парламента, чтобы законодательно эти проекты рассматривать. И третья — это общественные советы, которые находятся на местах, которые могли бы быть при маслихатах — это местные органы власти, — и там оказывать влияние.
Таким образом, количество — это первый этап, а качество — второй. И на этом качественном этапе мы подняли вопрос о качестве работы неправительственных организаций. Потому что мы считаем, что НПО — это не только мощная общественная сила, но и мощная экономическая сила.
Думаю, что итогом этого Форума будет то, что выработанные нами рекомендации попадут в правительство. И правительство обязано будет внести их в план мероприятий и четко им следовать.

В: Вы упомянули необходимость создания общественной палаты, что именно вы имели в виду?
О: У нас общественная палата есть. Но это общественная палата при Парламенте. И, на мой взгляд, она занимается больше экспертной деятельностью. Но я считаю, что этим должны заниматься профильные неправительственные организации, которые на концептуальном уровне смогут обсуждать законы. Когда закон приходит в Парламент, саму концепцию уже изменить очень сложно. Нужно убедить правительство, что закон необходимо отозвать и так далее. Поэтому мы хотим, чтобы представители НПО присутствовали уже на этапе разработки концепции закона.

1
Оставить комментарий

новее старее большинство голосов
Марат брат

Аигуль приветствую вас,вы че в последнее время на себя много берете,на счет теле 2 вообще туду не суитесь а то тисак в одно место засуну