ВЛЮБЛЕННЫЕ В БЕЛАРУСЬ

В Несвиже прошел республиканский семинар по организации внутреннего и въездного туризма. В рамках выполнения Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь Министерством спорта и туризма было проведено несколько семинаров для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в этой сфере. В программе последнего семинара была экскурсия по Несвижу с посещением всех достопримечательностей города-музея. А завершился семинар пленарным заседанием, на котором поднимались проблемы внутреннего туризма в целом и Несвижа по приему туристов в частности.

Беларусь для белорусов

Участники семинара – профессиональные работники сферы туризма - после экскурсий открыли для себя много нового. А что говорить о других людях, которые раньше ездили в отпуск «на юга», теперь – за границу. Исполняющий обязанности начальника управления Министерства спорта и туризма Чеслав Шульга сказал, что «мы не претендуем на весь отпуск белоруса, но в году 52 недели, один-два выходных он может посвятить открытию для себя своей страны». Но на этом пути пока одни только шипы. «Главная беда не состояние памятников истории и архитектуры, а в отсутствии инфраструктуры, - отметил Чеслав Казимирович. – В стране доминирует государственный сектор, и бюджетных денег на все не хватает. Частный бизнес пока не спешит занять свободные ниши в организации внутреннего туризма».

По мнению Чеслава Шульги, туризм может стать мостиком от безденежья к благополучию: организация сервиса вокруг туриста способствует созданию рабочих мест, самозанятости населения.

Административный ресурс

Туристическую отрасль ожидают перемены. В частности, готовятся изменения в порядок лицензирования туристических фирм. Во всем мире принято деление туристических фирм на туроператоров и турагентов. А у нас одна фирма может быть и тем, и другим, а все ее сотрудники еще и индивидуальными предпринимателями, оказывающими туристические услуги. В этой ситуации трудно найти «крайнего», если не выполнены обязательства перед клиентом. Предполагается, что статус туроператора получат те фирмы, в перечне услуг которых 5-10% будет занимать внутренний туризм. «Может, это слишком административный метод, но развитие внутреннего и въездного туризма повысит авторитет нашей страны в мире. Ведь у нас в любом регионе есть что показать, есть чем гордиться», - отметил Чеслав Шульга.

Что касается административных методов, то тут надо знать, для каких целей их использовать. Например, по распоряжению председателя Гомельского облисполкома Александра Якобсона в бюджете выделена специальная статья расходов на экскурсионное обслуживание школьников. В следующем году планируется выделить деньги и для студентов - чтобы каждый молодой житель области гордился своей малой родиной. Надо полагать, гомельская молодежь одобрит такой административный метод. Ведь если вспомнить, всех школьников возили на экскурсию в Мир и Несвиж. А уже потом, став взрослыми, многие отправились в путешествия по Беларуси. Но первая «прививка» интереса к туризму по родной стране для многих произошла именно во время таких вот «административных» экскурсий.

На семинаре обсуждалась и проблема вероятной аккредитации экскурсоводов. Она призвана защитить туристов от некомпетентных гидов, а туристический рынок - от «нелегалов». Уже очевидно, что серый рынок туристических услуг набирает обороты: сегодня в экскурсоводы идут люди, единственная цель которых - заработать на просыпающемся интересе белорусов к своей стране. Буквально в последние выходные автору довелось видеть невостребованность штатных экскурсоводов в музее в Строчицах, почти все группы приезжали со «своими», компетентность которых вызывает большие сомнения.

К сотрудничеству готовы

Заместителя председателя Несвижского райисполкома Василия Грищенко благодарили за прием участников семинара и критиковали за недостаточный сервис для туристов. Согласившись с объективностью замечаний, Василий Иванович рассказал, что бюджет города практически ничего не имеет от наплыва туристов. В первую очередь потому, что многие группы приезжают со своим экскурсоводом и фактически платят только за стоянку автобуса. По официальным данным – то есть по проданным входным билетам - в первом квартале этого года дворцово-парковый комплекс «Несвиж» посетило 60 тысяч человек. А по неофициальным подсчетам – 200-300 тысяч. Деньги за проданные билеты поступают на счет музея-заповедника. И только налоговые отчисления идут в бюджет. Сравнив официальные и реальные цифры можно представить, сколько теряет музей-заповедник. А ведь его деньги идут в том числе и на восстановление дворца, его музеефикацию.

В прошлом году на содержание парка было израсходовано 200 миллионов рублей. В ближайшее время на сессии депутатов районного совета будет принято решение о платном входе в парк. Благоустройство города ведется давно и планомерно. Впечатляющий итог этой работы – ратушная площадь. В ближайшие планы входит и строительство цивилизованных туалетов. Вот только пока приходится рассчитывать на собственные силы, то есть бюджетные средства и взаимовыгодную помощь несвижских бизнесменов. Василий Грищенко подчеркнул, что город открыт для сотрудничества. Трудно подсчитать, сколько он провел встреч с потенциальными инвесторами, но пока никто из них не сказал, что готов работать. Возможно, потому, что вложенные средства не обернутся мгновенной прибылью. А возможно, бизнесмены пока не видят перспективы в этом бизнесе. А зря. Достаточно посмотреть, сколько групп туристов каждые выходные отправляется в «вандроўкі». И никто из них не отказался бы от посещения «кавярні» с хорошей национальной кухней. В Несвиже есть хоть что-то: от ресторана при гостинице до частного кафе. А что делать посетителям Коссово, Щорсов, Залесья, Ружан? Пока так и «вандруюць са сваёй лустай хлеба». Но как хочется в стильном интерьере «кавярні» полакомиться воспетыми в старинных белорусских кулинарных книгах «Пражанінай», «Аўсенем», «Мельшпайсами», колдунами графа Тышкевича, королевским супом, «Шалтаносами».

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!


wpDiscuz