Минскому памятнику Победы помогли «Известия»

Центр Минска знаменит, в основном, послевоенной архитектурой. Многие из этих зданий возводились по проектам Георгия Заборского, которому в эти дни исполнилось бы 100 лет. Сейчас можно даже экскурсии устраивать «по местам Заборского». Часть комплекса БГПУ имени Максима Танка на площади Независимости, монумент на площади Победы, арка на входе в Парк Горького, бывшее здание ЦК ЛКСМБ (теперь — ЦК БРСМ), Государственный театр кукол, центральная станция Детской железной дороги, кинотеатр «Пионер»… Все это и многое другое спроектировано Георгием Владимировичем Заборским.

Архитектор — коренной минчанин. Отлучался из белорусской столицы только в начале своей карьеры. Учился в Ленинграде, немного поработал в Москве в предвоенное время. Ну и, конечно, отсутствовал во время самой войны: ушел добровольцем на фронт. Получив два ранения, Георгий Заборский отправился в госпиталь на Урал. Это было еще в 1941 году, но уже тогда архитектор начал проектировать памятник Победы. Первоначальные варианты сохранились в архивах и, конечно, не похожи на монумент, известный всем нам.
Он был построен по совместному проекту, который Заборский создал с Владимиром Королем (умер в 1980 году). Понятно, что просто так нельзя было прийти в высокий кабинет и сказать: «Давайте построим по моим чертежам». Советская власть объявила конкурс. Как рассказала «Известиям» Екатерина Ивановна, вдова Георгия Заборского, в то время монумент в белорусской столице хотели построить москвичи. Георгий Владимирович вместе с соавтором поняли это, поехали в Белокаменную и оттуда отправили проект. Но в БССР, распечатав конверт, догадались, что чертежи совсем не из столицы СССР. Ведь они были обклеены минскими газетами. Заборскому позвонили и предложили обклеить его… «Известиями».
Может быть, благодаря этому, комиссия дала первое место Королю и Заборскому. Потом, естественно, все поняли, что памятник будут делать по минскому проекту, но строительство уже началось...

1954 год. Строительство
Георгий Заборский получил массу званий и наград: лауреат госпремии СССР, премии Совета Министров СССР, академик Российской академии архитектуры, заслуженный строитель БССР, народный архитектор СССР и т.д. Но его карьера не была безоблачной. Еще в 1929 году после окончания школы, когда он подал документы в Минский политехнический институт, его не взяли из-за «неправильной» анкеты. Заборский происходил не из пролетариев, а «из служащих». Но ему удалось закончить Минскую профтехшколу сельского огнеупорного строительства, а потом и академию в Ленинграде.
Как и многие творцы того времени, он не всегда попадал в ногу вместе с партийной номенклатурой. Тем более сам Заборский не был членом КПСС. В начале 1960-х его «отлучили» от Минска. Он стал сельским архитектором, но не превратился в «колхозника» в самом худшем смысле слова. Один из его проектов (обустройство поселка Вертилишки) получил госпремию СССР в 1971-м.

Визитная карточка города-героя
— Он всегда любил свою работу, — вспоминает вдова архитектора. — Она же для него была и хобби, и основным занятием. Георгий Владимирович, когда начинал новый проект, говорил: «Линия, живи!». И линии живут… Он всегда считал, что архитектор — это не просто тот, кто сделал проект, а именно построил здание. В Вертилишках даже сам вместе со строителями клал плитку облицовочную на фонтане, чтобы все красиво получилось…
Заборский не дожил до своего 100-летия без малого десять лет. Не все свои проекты архитектор успел реализовать, но в истории Минска и всей Белаурси, конечно, оставил свой след: здания, многочисленные ученики… Даже внук-тезка пошел по его стопам. Георгий Заборский-младший уже стал лауреатом различных конкурсов.
В белорусской столице есть небольшая улица, названная в честь его деда. Может быть, когда-нибудь там появится и памятник архитектору… Хотя нельзя сказать, что Заборский забыт. К столетию выпущена медаль, которой уже награждена его вдова.

Оставить комментарий