Пять вещей, нужных инвестору

Накануне инвестиционного форума, который состоится в Минске в ноябре, «ЭН» беседуют о перспективах Беларуси в межстрановой конкуренции за инвестиции с Евгением Бурым, директором минского офиса одного из крупнейших рейтинговых агентств Центральной и Восточной Европы и СНГ «Кредит-Рейтинг» (Беларусь).

Вопрос: Евгений Владимирович, «Кредит-Рейтинг» уже более полугода работает в Беларуси. Как вы оцениваете ход инвестиционных процессов в стране?
Ответ: Слово «инвестиции» по популярности сегодня спорит разве что со словом «президент». Прогресс отмечают и участники рынка, и независимые институты — вспомним эпохальное перемещение Беларуси с 85 на 58-е место в рейтинге «Doing Business». Но на том же инвестиционном форуме в Литве было, скорее, больше вопросов, чем ответов.

Со стратегической точки зрения мы отстаем. Я вижу это по трем сигналам. Первый — недооценивается фактор времени. Когда я слышу, что дело идет, но не все так быстро — мол, это же государство, «сами понимаете», я не понимаю. Есть такое слово «менеджмент», есть понятие и «государственный менеджмент». В чем разница? Любому менеджеру высшего звена нужно стратегическое мышление, нужно уметь действовать быстро и решительно. Мы очень долго думали над либерализацией, но если уж решились, то действовать нужно быстро.
Второй сигнал — слабость государственно-частного партнерства. Когда в государстве хотят что-то изменить, что напрямую касается бизнеса и инвестиций, это невозможно сделать без привлечения бизнеса к этим процессам. Иначе риск потратить ресурсы — деньги и время — слишком велик. Влияние бизнеса на итоговые решения все еще мизерное.

И, наконец, нет самой стратегии работы на рынках инвестиций, стратегии конкурентной борьбы с другими странами за инвестора. Мы просто не являемся носителями инвестиционного мышления, и не ведем страну как бизнес. Нас даже в университетах не учили курсу «Инвестиции», мы не знаем, кто такие инвесторы и что им надо, мы не понимаем природу инвестиционных процессов.

В:
А что нужно инвесторам, на ваш взгляд?
О: Пять вещей. Собственность на землю. У нас ее столько, что это реальное конкурентное преимущество Беларуси на всем пространстве от Лиссабона до Киева. Надо его использовать! Гарантии отсутствия политических и административных рисков. Развитое и стабильное законодательство, отвечающее международным стандартам. Развитая инфраструктура инвестиционного рынка, в т.ч. механизмы оценки, просчета и минимизации рисков. Вменяемый менеджмент.

В:
Если дело в мышлении, что, по-вашему, может его изменить?
О: Конкуренция. Ожесточенная конкуренция за инвестора. Меж- и внутристрановая. На международную конкуренцию мы, к сожалению, пока повлиять не можем (до тех пор, пока у страны не появится стратегия позиционирования и работы на инвестиционных рынках). Региональную конкуренцию мы можем и должны развивать уже сегодня, создавая реальные механизмы. Одним из таких механизмов является рейтинг инвестиционной привлекательности городов и областей. Очевидно, что регион, открытый для инвестора, с положительной рейтинговой историей имеет больше шансов на привлечение инвестиций в свою экономику.

Конкуренция заставляет искать возможности, совершенствоваться, развиваться и не дает времени на отдых. Она позволяет менять нашу жизнь к лучшему в десятки раз быстрее, чем если бы ее не было.
В Беларуси действует закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Почему бы его принципы не распространить и на госуправление? Почему, развивая конкуренцию в бизнесе, мы не готовы поощрять конкуренцию в госуправлении?

В: Насколько востребованы услуги агентства в Беларуси?
О: Предприятия не всегда понимают суть рейтинговых услуг. Я, например, часто слышу: «Мне нужен результат. Если вы (читай: ваш рейтинг) не приведете мне инвестора, вы мне не нужны». Весьма немногие признают, что и самим нужно «шевелиться», а не ждать, пока это сделают за них.
Но есть и другие примеры. Только что мы присвоили кредитный рейтинг страховой компании «ТАСК» на уровне byA, прогноз «стабильный». Есть интерес и со стороны других страховщиков, отдельных банков, промышленных предприятий. Переговоры — длительный процесс.

В: Насколько верен тезис о том, что наличие рейтинга существенно упрощает поиск инвестиций?
О: Не стоит преувеличивать либо преуменьшать роль в процессе привлечения инвестиций. Сам по себе рейтинг не привлекает инвестиции автоматически, но его наличие расширяет круг инвесторов. Выбирая между компанией с рейтингом и компанией без него, при относительно равной привлекательности инвестпроектов обеих компаний, вероятность выбора инвестором компании с рейтингом, очевидно, выше. Рейтинг показывает современность компании и ее менеджмента, и ставит компанию, его получившую, в ряды самых привлекательных. Рейтинг — это конкурентное преимущество соискателя инвестиций в борьбе за инвестора.

Оставить комментарий